1 3 4 5 7 8 9

Мельникова Екатерина Игоревна

Родилась 14 сентября 1982 года в Орле. Выпускница факультета психологии и педагогики Орловского государственного университета 2004 года. В это же время начинает работать психологом в лице «Магистр».

Область профессиональной деятельности: преподавание психологии, консультирование родителей по вопросам развития, обучения и воспитания; психолого-педагогическая коррекция. Создатель авторского спецкурса «Успех: от диалога с подсознанием к управлению временем». Редактор лицейского сайта.

«Наказание, или как поощрять правильно» (публицистика).
«Семилетний пришелец из будущего: проблемы и способы их решения» (публицистика).

 

 

Наказание, или Как поощрять правильно.

Вопрос воспитания детей интересует каждого родителя, и чем больше мы думаем об этом, тем больше вопросов встаёт перед нами. Один из этих вопросов и есть проблема поощрения и наказания. Как сделать так, чтобы ребёнок не шалил, не нарушал установленные в семье правила, не делал, как нам кажется, непоправимых ошибок и, конечно, за что следует поощрять ребёнка, а главное — как? Вспомните себя в детстве, вспомните, что вы чувствовали, когда вас хвалили или ругали? Всегда ли вы чувствовали, что наказание справедливо, а поощрение заслужено?
Все  методы дисциплинарного воздействия на ребёнка можно условно можно разделить на  3 основные техники:
а)  физическое наказание;
б) разъясняющая техника:  объяснение  ребёнку  сути проступка и путей изменения его поведения;
в) эмоциональное наказание, при котором вы воздействуете на чувства ребёнка.
Каждый из этих методов обладает рядом особенностей и может быть эффективным или бессмысленным в зависимости от многих обстоятельств. Но ни один из них не будет действовать, если вам не понятны причины поведения ребёнка. Их множество – поговорим об основных.
1) Борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки. Приблизительно с 3 лет ребёнок начинает говорить  «Я сам», стремясь к самостоятельности. Эта позиция сохраняется на протяжении всего детства, обостряясь в подростковом возрасте. Подросток очень чувствителен к ущемлению его стремления к самостоятельности. В данном случае смысл плохого поведения ребёнка в том, чтобы отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
2) Потеря веры в собственный успех  приводит ребёнка к мысли: «Нечего стараться, всё равно ничего не получится». При этом он демонстрирует окружающим  позицию, которую можно выразить словами: «Мне всё равно! Я плохой и буду таким!».
3) Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей, по разным причинам: родители более внимательны к младшему, сделали резкое замечание, не выполнили обещание развелись, и т.д.
4) Борьба за внимание. Если ребёнок не получает необходимого ему количества внимания, то он находит свой способ его получить – непослушание. Таким образом, ребёнок выбирает между негативным вниманием родителей и  полным отсутствием внимания.

Главное, чтобы родительские требования не вступали в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Например, родителям часто не нравиться чрезмерная активность детей и  «не понятно, почему надо так много бегать, так шумно играть». В действительности всё это проявления естественной потребности в движении и познании окружающего мира. Или другой пример, начиная с 10-11 лет ребятам особенно важно общаться со сверстниками; они собираются в группы, чаще проводят время вне дома, считаются больше с мнением ребят, чем взрослых. Чтобы избежать осложнений в этом возрасте, надо быть особенно осторожными в таких запретах, как «не дружить», «не ходить», «не участвовать». Нужно быть уверенным, что ребёнок не воспримет запрет как угрозу его статусу в группе сверстников, так как самое страшное для него оказаться  непринятым в группе ребят. Психологи выявили, что на каждом возрастном этапе перед человеком стоит определённая задача и от того, насколько успешно она будет решена, будет зависеть дальнейшее развитие ребёнка. Так, задача начального школьного возраста – формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда; задача подросткового и раннего юношеского возраста – первое целостное осознание себя и своего места в мире.

Надо учитывать также и то, что наказания (как и поощрения) могут по-разному восприниматься разными детьми. Например, если развести двух дерущихся детей по разным комнатам, для одного ребёнка это может быть благом, так как он хотел побыть один, чтобы закончить какое-либо начатое дело, другой же ребёнок будет несчастлив, так как он намеревался пойти гулять с друзьями. Все мы обладаем каким-либо одним выраженным типом темперамента, и для каждого из типов эффективным будет своё воздействие. Так, для меланхолика, вполне возможно, достаточно будет разъяснения последствий его поступка, т.к. такие дети очень чувствительны к мнению другого человека и у них легко возникает чувство вины. Жизнерадостного, уверенного в себе сангвиника лучше ориентировать на положительные моменты, на то, чего он может добиться в случае соблюдения тех или иных правил, ориентировать на достижение цели. Для флегматика, который стремится упорядочить мир, тяжёлым наказанием будет лишение возможности заниматься любимым делом (ходить в художественную школу, спортивную секцию и т.д.).

Не менее важна последовательность в родительских требованиях. Правила, ограничения должны быть согласованы между взрослыми. Иначе, когда один родитель наказывает, а другой поощряет, ребёнок не может усвоить правил и, следовательно, привыкнуть к дисциплине. Напротив, он привыкает добиваться своего, раскалывая «ряды взрослых». Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а  уже потом, без ребёнка обсудить разногласия.

Важна и настойчивость в соблюдении правил, поскольку дети постоянно испытывают правила на прочность и принимают только те, которые выдержали проверку.

Прибегая к наказанию ребёнка, очень важно не потерять контроль над собственными эмоциями. Резкий тон родителей, находящихся в состоянии гнева или обиды, заставляет ребёнка занять пассивную позицию. Он начинает «наращивать свой собственный панцирь», превращаясь в маленькую черепашку, до которой уже не долетают угрозы родителей. При этом ребёнку уже не стыдно и он не боится вызвать ваше недовольство, потому что к страху ребёнок рано или поздно привыкает или учиться врать.

Но, к сожалению, очень трудно справиться с первыми эмоциями и быстро принять правильное решение, поэтому лучше, если наказание будет немного отодвинутым во времени (1-2 часа), чтобы у вас была возможность и справиться со своими эмоциями,  и продумать причины нежелательного поведения ребёнка, и наиболее эффективный для него способ воздействия.

И всё же, как наказывать? Скучной работой или дополнительными занятиями? При этом интерес и к работе, и к занятиям пропадёт вовсе. Ограничением свободы? Это вызовет только сопротивление и попытку вырваться. Другой вариант – обоснованное наказание. Например, «Мы не можем пойти гулять, пока дома не будет порядка» или «Жаль, что уроки не сделаны, и мы не успеем погулять». Наиболее часто используемый тип наказания начинается словами «Если ты не…, то…» («если не получишь 5 , то не пойдёшь гулять»). Применяя такую формулировку, лучше обращать внимание ребёнка на то чего он достигнет, чем на то, чего он лишиться, то есть исключить из фразы отрицательную частицу, например «Если ты сделаешь уроки днём, то сможешь вечером посмотреть любимую передачу, погулять с друзьями, поиграть и т.д.»

В некоторых случаях, если ребёнок уже большой, можно позволить ему ошибиться, предлагая своё решение проблемы, но, не настаивая на нём. Вспомнив ваш совет, он потом будет больше доверять вашему мнению.
В жизни каждого ребёнка должны быть правила, ограничения. Вместе с тем, правил, ограничений не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Таким образом, в вопросах наказания предполагается некое чувство меры, так же, как и в вопросах поощрения.

Поощрение не менее сложная проблема, и подходить к нему также надо обдуманно.
Поощрение должно быть конкретным, т.е. за какое-то конкретное достижение, только в этом случае оно будет восприниматься ребёнком как таковое. Очень хорошо, если время между  делом и поощрением  не длительное. Однако это зависит и от того, каким будет поощрение, иногда дети готовы ждать желаемого очень долго.

Важно, чтобы каждый, даже незначительный с точки зрения взрослого успех ребёнка был отмечен, особенно если достижения у ребёнка бывают нечасто. В этом случае поощрения будут стимулом для дальнейшего роста ребёнка.

Все должно быть соразмерным. Большая награда за то, что было достигнуто легко, может быть воспринята ребёнком как незаслуженная. А незначительное поощрение за то, чего ребёнок добивался долго и мучительно, сделает систему ваших воздействий неэффективной, подорвет доверие к родителям.

Поощрение, как и наказание, индивидуально и зависит от возраста ребёнка. Так, для одного лучшей наградой будет время проведённое с родителями, для другого, наоборот, относительная свобода и возможность провести время с друзьями.

В любом случае, каждому ребёнку необходимо Ваше внимание для нормального развития. Ребёнку нужно чувствовать, что его принимают, любят не за то, что он умный, способный, красивый, а за то, что он есть. Более того, без этого ни одно поощрение или наказание не будет эффективным. Никакие подарки и удовольствия не смогут заменить искренней любви, внимательного общения и  теплого прикосновения.

 

Семилетний «пришелец из будущего»:
проблемы и способы решения

Адаптация к школе

. В школе у ребенка начинается новая жизнь: появляются обязанности, меняются отношения со взрослыми и основной вид деятельности (если до школы это была игра, то сейчас – учеба). Поэтому первые месяцы обучения могут быть достаточно тяжелыми для него. Адаптационный период длится от 2-х месяцев до полугода. Некоторые дети в это время начинают часто капризничать, кричать, очень шумно и активно себя вести или, наоборот, смущаться в присутствие новых людей. Возникают эти трудности из-за нового режима дня, нового коллектива, новых требований, а также из-за незрелости отдельных компонентов психической готовности к школе. Например, из-за несформированности пространственных представлений, неразвитости фонематического слуха, то есть из-за проблем, решение которых от ребенка не зависит. Чаще всего они обостряются у детей, не посещавших детский сад или другое учебное заведение, где ребёнок мог бы получить дошкольную учебную подготовку, научиться общению со сверстниками, соблюдению правил.

Со всеми возникшими проблемами ребёнку можно помочь справиться и для этого нужно совсем немного усилий.
1. Очень важно соблюдать режим дня. Этого требует ещё его неокрепшая нервная система.
2. Больше движений. С началом школьной жизни в 2 раза сокращается двигательная активность, а движение необходимо и для формирования мышц скелета и просто для выражения эмоций.
3. Хвалите и сопереживайте. По сути, первоклассники за один день меняют привычный образ жизни. Попробуйте представить себя на их месте, когда надо отказаться от привычного режима дня, занятий и быстро адаптироваться в совершенно новой среде.

Первое время очень важно уделять как можно больше внимания ребёнку, понимать его настроение и уметь сопереживать; не предъявлять непосильных требований (иначе выработаете отвращение к школе уже с первых дней) и не требовать полной самостоятельности.

Но есть и ещё одна проблема, которая может появиться и у детей, успешно прошедших адаптацию к школе, — это пресыщение занятиями. Проявляется оно в падении интереса к учебе или к отдельным предметам. Предотвратить это можно одобрением и похвалой, но не только.

Формирование мотивации достижения, самостоятельности и трудолюбия в возрасте 6 – 7 лет.

В младшем школьном возрасте постепенно начинает складываться мотив достижения успеха. Вначале, возникают определённые личностные качества, которые затем будут определять успешное (или неуспешное) формирование мотива достижения успеха. Среди них одним из самых важных является доверие взрослому, ориентация на его оценку, от которой зависит самооценка ребёнка и которая, в конечном итоге, будет определять, что сформируется: мотив достижения успеха или мотив избегания неудач.

Первый из них формируется только в том случае, если ребёнка поощряют за успехи и не наказывают за какие-либо промахи, а относятся к ним спокойно (акцент смещён на достижения ребёнка). Второй — формируется тогда, когда родители в большей степени обращают внимание на недостатки, ошибки ребёнка, постоянно его критикуют, а все достижения воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Хуже того, зачастую родители сравнивают «своего оболтуса» с другими детьми и не в пользу ребёнка: «Четверка! А вот Вася Булкин, наверное, пять получил». В этом случае ребёнку незачем стремиться к высоким достижениям, всё равно его никто не одобрит, никто не порадуется вместе с ним, а вот избежать ошибок надо, так как каждый промах будет замечен. Следовательно, надо просто избегать трудных заданий. Такое поведение, в конечном счете, сформирует мотив избегания неудач и приведёт к снижению самооценки ребёнка. Среди признаков низкой самооценки особенно заметны следующие:
— частые самокритичные высказывания («Я не смог это сделать»),
— негативные ожидания в ситуации соревнования («У меня всё равно не получится»,
— нежелание принять свою вину («Я не виноват, что…»),
— критичное отношение к успехам других («Ему просто повезло»),
— негативное отношение к школе и учителям.

Успех в развитии позитивной мотивации зависит от самостоятельности и трудолюбия ребенка. Оно не возникает само по себе. Трудолюбие формируется постепенно как результат неоднократно повторяющихся успехов, к которым приложены достаточные усилия и за которые получены поощрения. Помните, что поощрению подлежат только серьезные успехи. В то же время, нельзя допускать перегрузок, так как для формирования трудолюбия важна и эмоциональная составляющая – удовольствие от работы.

Младший школьный возраст также сверхважен для формирования самостоятельности. Если не заложить ее основы сейчас, то потом будет намного сложнее. Главное – не впадать в крайности. Полное послушание и чрезмерная доверчивость могут сделать ребёнка зависимым от взрослого и несамостоятельным. Однако слишком большой упор на самостоятельности может породить полное непослушание и закрытость. Способы, способствующие развитию самостоятельности очень просты. 1. Давайте возможность ребенку как можно больше дел выполнять самостоятельно, при этом доверяйте ему (не стойте за спиной, контролируя каждый шаг, но приходите на помощь тогда, когда ребёнок в этом нуждается и просит об этом). 2. Школьные задания также желательно выполнять самостоятельно при минимальной помощи родителей (или незаметной для ребёнка). 3. Всегда поощряйте любое стремление вашего «пришельца из будущего» к самостоятельности.