1 3 4 5 7 8 9

День Победы

11 – 12 мая 2021 г.
День Победы

«Предметы войны» — такое название получил традиционный урок, посвящённый победе в Великой отечественной войне. Казалось бы, какое отношение к войне могут иметь санки, нашивка, дневник, детские ботинки, столярный клей, игра «Монополия»? На первый взгляд, никакого, но за каждым из этих предметов стоят судьбы детей Освенцима, блокадного Ленинграда, еврейского гетто в Чехии… Война наделила каждую из этих вещей своей историей, забывать которую нельзя. Страшный дневник Тани Савичевой, где вместо мыслей и впечатлений только даты смерти родных. «Монополия», нарисованная художником в еврейском гетто, чтобы отвлечь детей от жуткой действительности и помочь им освоиться на новом «месте жительства». Столярный клей вместо обычной еды для жителей Ленинграда и санки, на которых не катались с горок, а везли умерших родственников на кладбище.
Сегодня мы расскажем о этих неожиданных символах войны.
Нашивка.
Окончательное решение еврейского вопроса. Такой фразой нацисты обозначали план по уничтожению евреев.
Нашивка была инструментом, «знаком позора», чтобы пометить евреев, отделить их от остального населения и тем самым унизить.
В сентябре 1939 года, после вторжения Германии в Польшу, нацисты объявили, что магазины, принадлежащие евреям, должны быть помечены особым знаком. Вскоре после этого были введены отличительные знаки и для самих евреев: все евреи старше 12 лет были обязаны носить на рукаве белые повязки с голубой шестиконечной звездой. Из Польши идея отличительного знака для евреев распространилась почти на все территории, находившиеся под контролем нацистов.
Евреи обязаны были сами покупать и раздавать отличительные знаки. Если еврея останавливали без знака, ему грозил штраф, тюремное заключение или расстрел.
В 1941 году СС приказала евреям носить желтую шестиконечную звезду шириной 10 см на левой стороне груди и на спине.

Ботинки.
Недавно в Освенциме в паре обуви, принадлежащей мальчику, отправленному туда в октябре 1944 года, была найдена записка. Личность и история этого мальчика живут лишь благодаря его матери.
Мальчику, которого звали Амос Штайнберг, было всего 6 лет. Его мама позаботилась о том, чтобы его не забыли, написав его имя на ботинках, и эти самые туфли выставлены вместе со многими другими парами обуви в музее Освенцима. Надпись не была замечена до недавнего времени. Специалисты обнаружили её, когда готовили обувь для выставки. Когда это заметили, то внутри обнаружили и документы ребёнка

Столярный клей.
Казалось бы, как клей может быть связан с войной?
План голода — название плана политического и военного руководства Третьего рейха, целью которого было заставить голодать жителей на оккупированных территориях СССР до тех пор, пока от голода не умерло бы 20-30 миллионов человек.
В качестве доказательства существования такой стратегии существует целый ряд документов. Наиболее важным доказательством существования плана голода является протокол заседания государственных секретарей. 2 предложения оттуда:
«Война может быть продолжена, только если вермахт на третьем году войны будет полностью обеспечиваться продовольствием из России»
«При этом, безусловно, десятки миллионов людей умрут с голода, если мы заберём из страны всё для нас необходимое»

Особенно ярко и трагично этот план проявился в дни блокады Ленинграда.
«Пищевые заменители» — так называли все материалы и вещества, которые шли в пищу в блокадном Ленинграде вместо продуктов, — от жмыха (дуранды) до клея, от цел-люлозы до хвои.
В Физико-техническом институте ученые выясняли, как получить пищевое масло из лакокрасочных продуктов; в Лесотехнической академии из целлюлозы извлекали белковые дрожжи, из которых потом кондитерская фабрика имени Микояна делала разные блюда
Промышленное сырье для употребления в пищу одно время выдавали вместо еды на некоторых предприятиях Ленинграда: это был столярный и обойный клей, сало и вазелин для спуска кораблей со стапелей, олифа, целлюлоза, костная мука из отходов производства пуговиц, кожаные ремни, подметки, сапожная кожа, казеин, используемый для изготовления красок и пластмасс, гуталин. В июне 1942 года выдача такого сырья была запрещена, но жители города продолжали покупать столярный клей на рынках.

Санки.
В холодные месяцы в блокадном Ленинграде санки стали основным транспортным средством: трамваи и троллейбусы в городе стояли из-за дефицита электроэнергии. На санках перевозили вещи, людей в больницы, их использовали для перевозки погибших к местам захоронений.
13 января 1942 года инженер Лев Ходорков записал в своём дневнике: «Если ребенок высокого роста, ему подгибают ноги, притягивают их веревкой к бедрам, чтобы тело уместилось на небольших санках». На санки могли положить два трупа.
Врач Аркадий Коровин вспоминал: «Я видел санки, которые везли сразу отца и мать»
Если у санок была спинка, умершего везли в сидячем положении.
А вот как об этом вспоминала учительница Софья Саговская:
«Страшно вспоминать зиму 1941 года! … Ртуть в термометре приближается к 40°. Под ногами или лед от пролитой воды, которую приходится таскать ведрами, или огромные сугробы снега, которые некому убирать… Как заколдованные чудовища в сказочном сне, стоят обледеневшие трамваи. Длинными белыми нитями свисают оборванные провода. По утрам вереницей тянутся санки с мертвецами в белых саванах. Идешь, а дорога тянется; кажется, нет и не будет ей конца».

Для начальной же школы была организована экскурсия, посвященная истории Великой Отечественной войны и дню Победы. В этом году мы посетили Мемориальное кладбище жертв фашизма, расположенное на улице Красноармейской.
В годы оккупации в здании бывшего орловского централа немцы организовали концлагерь. Условия содержания заключенных в нем были направлены на сознательное истребление жителей. В неотапливаемых, темных и сырых тюремных камерах содержалось до 60-80 человек. Отсутствие воды для питья и умывания, свежего воздуха, крайне скудный рацион питания приводили к массовой смертности. Так, от болезней в лагере умерло около 3 тыс. человек. Истощенные и больные военнопленные привлекались к тяжелым физическим работам по добыче камня в карьерах, разгрузке снарядов, строительству оборонных сооружений и т.д. Расстрелу в первую очередь подлежали заключенные из числа партизан и лиц еврейской национальности. Очевидцы рассказывали, что палачи выводили свои жертвы группами в тюремный двор, ставили лицом к стене либо клали на землю лицом вниз и расстреливали в затылок. Среди расстрелянных во дворе лагерной тюрьмы было гражданское население, в том числе дети 13-14 лет. Убитых раздевали, зарывали у стен тюрьмы или бросали в канализационные колодцы.
Сейчас на кладбище находятся три могильных холма высотой в 1 м, с крутыми склонами и травяным покровом. В центре бетонной мемориальной стены на плите из черного гранита имеется надпись: «Здесь захоронено 5000 советских граждан, замученных и расстрелянных фашистами в 1941-1943 годах».
Вторым пунктом нашей поездки стала часовня Александра Невского на 909 квартале. Именно там 3 октября 1941 года на орловском аэродроме под огнём противника высадилась 201-я воздушно-десантная бригада 5-го воздушно-десантного корпуса. Небольшой батальон в количестве около 500 десантников вступил в неравный бой с огромной армией немецких войск. Командование решило не посылать на помощь войска, так как враг уже вошёл в Орёл. Почти все десантники погибли. Часовня Александра Невского является памятником всем воинам, погибшим в дни фашистской оккупации нашего города. На стенах внутри часовни выбиты имена погибших воинов.
Также мы посетили еще один интересный объект. На южной окраине города, в районе Химмаша, есть памятник выпускникам орловского бронетанкового училища им. Фрунзе. Там установлен танк Т-34 и горит вечный огонь. Орловское бронетанковое училище выпустило более шести тысяч командиров-танкистов, большинство из которых были участниками Великой Отечественной войны. 112 выпускников Орловского бронетанкового получили звания Героя Советского Союза.
Война коснулась всех — и солдат, и офицеров, и обычных жителей города. Многим не пришлось пережить это тяжелое время. Важно знать и помнить те страшные события, чтобы не допустить повторения подобного в будущем.

Авторы – Орлов М.В., Суспицына А.А.