День Победы
9 мая 2015 г.
Мероприятия, посвящённые празднованию 70-летия Дня Победы, в этом году были очень насыщены и разнообразны.Задолго до 9 мая, как только позволили погодные условия, группа лицеистов отправилась к памятнику бойцам, форсировавшим Зушу в период наступления в Орловско-Курской битве в районе села Бетьково Мценского района. Неухоженный памятник ребята нашли в 2007 году на заросшей подлеском прибрежной территории, сплавляясь по Зуше. С той поры стараются ухаживать за ним. В этом году покрасили, отремонтировали ступеньки, привели в порядок окружающую территорию, возложили цветы. В этом году даже весенний поход стал частью мероприятий, посвящённых празднованию Дня Победы.
В тоже время в лицее, соблюдая традицию, младшие школьники совершили познавательную экскурсию по местам боевой славы Орла. Увидели военно-санитарный поезд, установленный у здания железнодорожного депо рядом с братской могилой погибших на фронтах Отечественной войны рабочих – железнодорожников. Возложили цветы у сквера Танкистов. Посетили памятник Н.Н. Поликарпову, еще не зная, что он сконструировал знаменитый самолёт У-2, в последствии названный по первым буквам фамилии своего создателя: «ПО-2″. Этот самолет стал героем Великой Отечественной войны. А за создание скоростного истребителя И-185 Н.Н. Поликарпов один из первых был удостоен звания лауреата Государственной премии.
В годы Великой Отечественной войны советские У-2 стали настоящей головной болью для немцев, которые называли эти советские самолёты «кофемолка» и «швейная машина». Бипланы широко применялись для ночных «беспокоящих налётов» на прифронтовые расположения фашистских войск. У-2 использовались как бомбардировщики, выполняли функции самолёта связи и разведчика. Был и санитарный вариант самолёта. Благодаря тому, что самолёт мог взлетать практически с любой площадки, его широко использовали для работы с партизанами. Использовали У-2 и для сброса разведывательных и диверсионных групп, а также разведчиков-одиночек.
Ежегодно мы пополняем «ленту памяти»: ребята приносят фотографии, истории своей семьи и сохранившиеся с времён войны документы (наградные листы, служебные записки, письма с фронта). В исполнении лицеистов прозвучали стихотворения, посвящённые героям войны, и удивительно, насколько точно, владея интонацией, паузами, ребята смогли передать эмоции. Так, Болгова Юля (10 класс) продекламировала стихотворение М. Дудина «Соловьи»:
О мертвых мы поговорим потом. Смерть на войне обычна и сурова. И все-таки мы воздух ловим ртом При гибели товарищей. Ни словаНе говорим. Не поднимая глаз, В сырой земле выкапываем яму. Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас Остался только пепел, да упрямоОбветренные скулы сведены. Тристапятидесятый день войны. Еще рассвет по листьям не дрожал, Тут бесполезно было звать врачей, Смотрел на нас и молча ждал конца, Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней Потом сильней, входя в горячий пыл, Мир раскрывался. Набухал росой. Как время, по траншеям тек песок. Еще минута — задымит сирень Еще мгновенье — перекосит рот Лесная яблонь осыпает цвет, |
Звенят стрижи. Малиновки поют. И где-то возле, где-то рядом, рядом Раскидан настороженный уют Тяжелым громыхающим снарядом.А мир гремит на сотни верст окрест, Как будто смерти не бывало места, Шумит неумолкающий оркестр, И нет преград для этого оркестра.Весь этот лес листом и корнем каждым, Ни капли не сочувствуя беде, С невероятной, яростною жаждой Тянулся к солнцу, к жизни и к воде. Да, это жизнь. Ее живые звенья, Горячий луч последнего рассвета Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле И сразу канул в омут тишины Он не дожил, не долюбил, не допил, И, может быть, в песке, в размытой глине, И полетит письмо из этих мест Пусть даже так. Потом просохнут слезы, Пусть даже так. Потом родятся дети Пусть им навстречу солнце зноем брызнет
|
Этот день в лицее завершился просмотром документального фильма «Великая война», а точнее, одной из его серий — «Курская дуга». Битва на Курской дуге — одно из самых масштабных и значимых сражений Второй мировой войны, которое длилось 49 дней. С завершением этого сражения стратегическая инициатива в войне окончательно перешла на сторону Советского Союза, который до окончания войны вел в основном наступательные операции, тогда как немецкие войска оборонялись.
Почему мы выбрали этот фильм? Потому что впереди нам предстояла интереснейшая поездка в Белгородскую область.
Завершить мероприятия, посвящённые 70-летию победы в Великой Отечественной войне, наш лицей решил поездкой учащихся 5-11 классов на Прохоровское поле. Здесь произошло самое крупное танковое сражение в ходе битвы на Орловско-Курской дуге. В музее Третьего ратного поля России ребята увидели немецкую видеохронику первых дней войны, окунулись в предвоенный советский быт, услышали запись исторического выступления В.М. Молотова о начале войны. Мальчишек заинтересовало боевое оружие, образцы которого можно было подержать в руках. Всех поразил подвиг танкиста Д. Комарова, совершившего танковый таран для уничтожения фашистского бронепоезда. Ребята смогли спуститься в настоящий окоп, попробовали себя в роли зенитчиков. Самое яркое и запоминающееся зрелище было впереди. Это поле с боевой техникой самых разных моделей, которая принимала участие в боях Великой Отечественной войны. Всех нас ожидал приятный сюрприз – экскурсия по выставленной технике, которую провёл ученик 10 класса Шилов Максим. Прекрасно ориентируясь в калибре орудий, дальности стрельбы, толщине брони, Максим всех увлёк своим рассказом, сообщив о моделях танков, годах их выпуска и местах сражений с их участием.
Автор – Мельникова Е.И.