1 3 4 5 7 8 9

Лесная школа

Сентябрь 2008 г.
Лесная школа.

Четыре сентябрьских дня ученики 7-11 классов лицея жили и учились в лесу. Второй опыт организации лесных занятий заметно отли­чался от аналогичного эксперимента 2006 года. Теперь мы не пытались воспроизвести обычное расписание вплоть до уроков информатики (с но­утбуком) и английского. Были отобраны только те предметы, для которых природный ландшафт стал естественным «наглядным пособием и лабо­раторией» одновременно: физика, география, то­пография и ориентирование, история России и обществознание (раздел о происхождении и жиз­ни архаичного человека). Второй особенностью лесной программы обучения были «уроки для всех». В аудитории из поваленных бревен, осен­ней травы, берез и неба одни и те же науки осваи­вали одновременно все лицеисты с 7 по 11 класс. Отсутствие учебников, тетрадей и домаш­них заданий довершает картину учебных необычностей.
Мы не случайно вернулись на старое место – Кадетский холм (окрестности села Старенково Мценского района). Замечательной красоты пей­заж, открывающийся с обрывистого 60-метрово­го берега Оки – одна из причин, но неглавная. Мы хотели найти городище бронзового века с остат­ками защитного вала и рва, показать загадочную каменную архитектуру крестьянских домов, все еще стоящих с 19 века, а иногда и жилых, посмот­реть на разрушенную церковь под стать кафед­ральному собору (с. Стороживое) и конечно по­блуждать по ночному лесу. Единственно, что оставалось от обычной работы учителя – рассказ, беседа.

Здоровый скепсис родителей и учителей обя­зательно породит сомнения в эффективности та­ких занятий, их соответствии гос. стандарту. По­следнее для нас не существовало, ибо исходя из «него родимого» (госстандарта) и «привязывая его к местности», мы и планировали занятия. А вот что останется в головах у лицеистов после таких «уроков» не ведали. Надеялись на то, что знания в сопровождении сильных положительных эмоций, все-таки посетят лицеиста и при отсутствии учебников с домашними заданиями. Верили в то, что живая природа, «живые» артефакты и измерения на местности нагляднее картинок, схем и киносъемок. Однако сомнения не оставляли и нас до тех пор, пока через две недели после учебы в «Лесной школе» не прошли тесты и рейтинговые опросы. Вот тогда мы возрадовались.

На «4 и 5» выполнили тестовые задания 82% лицеистов по физике, 73% — по истории России, 70% — по обществознанию и 50% — по географии. Таких результатов достичь в обычных условиях трудно. А на физике и обществознании пятерки были «самой распространенной оценкой» (55% и 41% соответственно).

Следует учитывать, что за 1-2 дня до тестиро­вания были проведены 20-минутные уроки за­крепления, конечно тоже без учебников и подго­товки. Они, оказалось, сыграли исключительную роль в запоминании – хорошие ученики, пропу­стившие «закрепление», справились с тестами намного хуже. От наших сомнений не осталось и следа когда мы увидели результаты рейтинга.

Вернуться назад