Сентябрь 2008 г.
Лесная школа.
Четыре сентябрьских дня ученики 7-11 классов лицея жили и учились в лесу. Второй опыт организации лесных занятий заметно отличался от аналогичного эксперимента 2006 года. Теперь мы не пытались воспроизвести обычное расписание вплоть до уроков информатики (с ноутбуком) и английского. Были отобраны только те предметы, для которых природный ландшафт стал естественным «наглядным пособием и лабораторией» одновременно: физика, география, топография и ориентирование, история России и обществознание (раздел о происхождении и жизни архаичного человека). Второй особенностью лесной программы обучения были «уроки для всех». В аудитории из поваленных бревен, осенней травы, берез и неба одни и те же науки осваивали одновременно все лицеисты с 7 по 11 класс. Отсутствие учебников, тетрадей и домашних заданий довершает картину учебных необычностей.
Мы не случайно вернулись на старое место – Кадетский холм (окрестности села Старенково Мценского района). Замечательной красоты пейзаж, открывающийся с обрывистого 60-метрового берега Оки – одна из причин, но неглавная. Мы хотели найти городище бронзового века с остатками защитного вала и рва, показать загадочную каменную архитектуру крестьянских домов, все еще стоящих с 19 века, а иногда и жилых, посмотреть на разрушенную церковь под стать кафедральному собору (с. Стороживое) и конечно поблуждать по ночному лесу. Единственно, что оставалось от обычной работы учителя – рассказ, беседа.
Здоровый скепсис родителей и учителей обязательно породит сомнения в эффективности таких занятий, их соответствии гос. стандарту. Последнее для нас не существовало, ибо исходя из «него родимого» (госстандарта) и «привязывая его к местности», мы и планировали занятия. А вот что останется в головах у лицеистов после таких «уроков» не ведали. Надеялись на то, что знания в сопровождении сильных положительных эмоций, все-таки посетят лицеиста и при отсутствии учебников с домашними заданиями. Верили в то, что живая природа, «живые» артефакты и измерения на местности нагляднее картинок, схем и киносъемок. Однако сомнения не оставляли и нас до тех пор, пока через две недели после учебы в «Лесной школе» не прошли тесты и рейтинговые опросы. Вот тогда мы возрадовались.
На «4 и 5» выполнили тестовые задания 82% лицеистов по физике, 73% — по истории России, 70% — по обществознанию и 50% — по географии. Таких результатов достичь в обычных условиях трудно. А на физике и обществознании пятерки были «самой распространенной оценкой» (55% и 41% соответственно).
Следует учитывать, что за 1-2 дня до тестирования были проведены 20-минутные уроки закрепления, конечно тоже без учебников и подготовки. Они, оказалось, сыграли исключительную роль в запоминании – хорошие ученики, пропустившие «закрепление», справились с тестами намного хуже. От наших сомнений не осталось и следа когда мы увидели результаты рейтинга.