1 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Конституция лицея «Магистр»

  1. Философия лицея.
  2. Символика и традиции.
  3. Права и обязанности участников образовательного процесса.
  4. Система управления.

I . Философия лицея.

Частный лицей создан для того, что бы вмешательство государства в обучение и воспитание детей было минимальным. Таким образом, свобода — это цель «Магистра». Свобода в выборе целей, ценностей и средств. Интересы государства и лицея совпадают лишь в пространстве государственного стандарта как образовательного минимума для поступления в вуз.
1.1. Ценности. Лицей призван не столько воспитывать, сколько развивать в человеке способность к обретению смысла. Мы не вправе навязывать не только веру, идеологию (в том числе либеральную), но и систему ценностей, ибо она должна быть создана самим человеком, личностью. Лицей лишь имеет право очертить некое пространство, за пределы которого не должен выходить человек 21 века, если он хочет выжить: благоговение перед жизнью, минимизация насилия и максимальная терпимость, «культ» красоты и природы, творческое воображение, как высшие ценности.
Аморфность этого пространства не изъян, а достоинство, так как оставляет место человеку любой конфесcии и взглядов, за исключением сторонников властного насилия. Образование в лицее носит светский характер.
1.2. Цели. Только развитое воображение является базовым условием творческого отношения к жизни, интереса к ней и способности человека к самоопределению. Поэтому работа «Магистра» нацелена на создание системы обучения, ключевым элементом которой является образ и приоритетное развитие умений.
Если сегодня интерес к созданию нового станет элементом повседневности, то завтра творческое воображение будет восприниматься учеником как высшая ценность. Поэтому исследования и социальное проектирование становятся частью образовательного процесса. Наша цель – создать социокультурную среду, в которой может вырасти человек, способный к обретению смысла, человек, способный к экологической и социальной адаптации в 21 веке, человек, способный быть источником социальной самоорганизации.
1.3. Задачи. Задачи. Наш лицей — это добрая воля преподавателей, родителей и учеников, объединившихся для:
— создания культурной среды, восприимчивой к лучшим достижениям Российского общества и Западной цивилизации;
— развития инновационной школы, в соответствии с образовательной концепцией «Магистра»;
— получения умений и знаний, достигающих или превышающих государственные общеобразовательные стандарты;
— укрепления здоровья учеников и навыков адаптации в экологически и социально неблагоприятной среде.

II . Символика и традиции.

2.1. Герб. Представляет собой геральдический щит, разделенный на четыре поля.
Левое верхнее поле: символическое изображение источника света и Вселенной в верхнем левом углу, с расходящимися красными лучами (восход) на белом фоне.
Правое верхнее поле: на лазоревом фоне белый всадник, оседлавший Пегаса полуночно-голубого цвета — символ подвластности творческого вдохновения.
Левое нижнее поле: на лазоревом фоне красно-белое сердце, в центре — сова в золотой короне — символ мудрости и рассудочности, подконтрольной душе и сердцу.
Правое нижнее поле: символ источника тьмы в правом нижнем углу с расходящимися полуночно-голубыми лучами; меч, направленный острием к источнику тьмы как символ способности противостоять злу.
Лента над гербом с четырехзубцовой короной и девизом: « В истинном золоте блеска нет».
2.2. Эмблема посвящения. Посредине лазоревого щита обнаженный меч, опущенный острием вниз. Рукоять меча срастается с клинком под воздействием магического дыма, который исходит из медного кувшина, символизирующего бессмертие.
2.3. Флаг. На пурпурном стяге в левом верхнем углу белый всадник с мечом (острие опущено вниз), оседлавший Пегаса. В правом нижнем углу четыре белые полосы, идущие параллельно мысленной диагонали. Навершие флага в виде кельтского креста.
2.4. Регалии монархов – корона и пурпурная лента с фибулой на плече.
2.5. Ритуал посвящения в лицеисты совершается для учеников 7-11 классов и сумевших:
а) выдержать экзамен по списку лицейских умений;
б) набрать лицейский балл знаний, который определяется педсоветом;
в) побывать в зимнем или приравненном к нему осеннем/весеннем походе; совершить ночной переход;
г) представить на рассмотрение комиссии преподавателей творческую работу и защитить ее.
Ритуал посвящения включает в себя следующие обязательные элементы:
(1) прикосновение к рукояти старинного меча, протянутого вперед наставником, рука которого держит клинок;
(2) лицейское благословение из уст наставника или монарха — каждому лицеисту отдельно: «Посвящаю тебя (имярек) в лицеисты. Да пребудет с тобой стремление к истине, красоте и доброте»;
(3) установка свечей в подсвечник «Лицейский круг»;
(4) первые слова лицеиста:

В истинном золоте блеска нет;
Не каждый странник забыт;
Не каждый слабеет под гнетом лет, —
Корни земля хранит.
Зола обратится огнем опять,
В сумраке луч сверкнет,
Клинок вернется на рукоять
Корону король обретет!

Атрибутами посвящения является эмблема (см. пункт 2.3), старинный меч и медный кувшин. Хранителем атрибутов является попечитель ( директор).
2.6.Традиции. К числу главных традиций лицея относятся:
день умений — 1 сентября;
день учителя – 5 октября;
день лицея — 19 октября;
коронация;
посвящение в лицеисты;
рождество, этические чтения и награждения призеров Золотого Фонда Магистра — 25 декабря;
лицейские образовательные походы и исследовательские экспедиции: осенью, зимой, весной, летом – пешие, конные, водные; учительский осенний поход;
день защитника – 22 февраля;
день ученика и вручение «Грамот удивления учителей» -30 апреля;
день Победы – 8 мая;
праздник окончания начальной школы,
последний звонок – 25-27 мая;
выпускной вечер.
Все традиционные праздники лицея сопровождаются исполнением песни «Был юным мир» (А.В. Ковыршин – Д.Р.Р Толкин) и/или инструментальной пьесы Луиса Кларка «Момент истины» (L. Clark. The moment of truth//Electric Light Orchestra. Part-II). Другие обязательные элементы традиций фиксируются в специальном положении.

III . Права и обязанности участников образовательного процесса.

Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), педагогические работники лицея.
3.1. Ученики в лицее «Магистр» имеют право :
а) на получение общего образования в соответствии с государственными стандартами;
б) обучение по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения, получение дополнительных образовательных услуг;
в) участие в управлении лицеем в форме, предусмотренной Уставом;
г) уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, выражение собственных взглядов и убеждений;
д) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и годовым календарным графиком.
3.2. Ученики лицея обязаны:
а) соблюдать Конституцию, Учебный кодекс и другие локальные акты лицея;
б) выполнять условия договора между лицеем и родителями в части, касающейся ученика;
в) бережно относиться к имуществу лицея и арендодателя;
г) выполнять требования работников лицея в части, отнесенной решениями Совета лицея, педагогического совета и Совета попечителей к их компетенции.
3.3. Педагогические работники лицея имеют право: 
а) защищать свою профессиональную честь и достоинство;
б) свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания;
в) аттестоваться на любую квалификационную категорию, предусмотренную штатным расписанием, и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
г) участвовать в управлении учреждением в форме, определенной Уставом и Конституцией лицея;
д) иметь сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск;
е) получать пенсии по выслуге лет в порядке, установленном законодательством РФ;
ж) иметь социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ.
3.4. Педагогические работники лицея обязаны: 
а) выполнять Устав, локальные акты и условия контракта;
б) участвовать в экспериментальной работе лицея;
в) соответствовать требованиям, предъявляемым к педагогическому мастерству преподавателя и требованиям квалификационных характеристик лицея «Магистр».
3.5. Родители (лица, их заменяющие) имеют право: 
а) выбирать формы обучения, предусмотренные Уставом и локальными актами лицея;
б) участвовать в управлении учреждением в форме, определяемой Уставом и Конституцией;
в) знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости учеников;
г) знакомиться с Уставом лицея и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (решениями Совета лицея, Педагогического совета и Совета попечителей, локальными актами).
3.6. Родители (лица, их заменяющие) обязаны: 
а) выполнять Устав и решения лицейских органов управления в части, касающейся взаимоотношений с лицеем;
б) своевременно вносить плату за обучение;
в) обеспечивать своих детей необходимыми материалами и снаряжением в соответствии со списком, утверждаемым Советом лицея;
г) нести ответственность за обучение и воспитание своих детей и создание условий, необходимых для получения образования.
Другие права и обязанности участников образовательного процесса определяются Учебным и Преподавательским кодексами лицея.

IV. Система управления.

4.1. Учредитель и Совет попечителей. Управление лицеем осуществляет Учредитель в соответствии с уставом. При необходимости он формирует Совет попечителей. В его полномочия входит решение всех финансовых, хозяйственных и кадровых вопросов. К исключительной компетенции СП относится:
а) определение основных направлений образовательной и предпринимательской деятельности лицея;
б) назначение директора, его заместителей, утверждение персонального состава учреждения;
в) вынесение решений о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц лицея;
г) утверждение локальных актов Учреждения по финансовым, хозяйственным и кадровым вопросам, определение организационной структуры лицея.
Совет попечителей принимает решения и организует работу по своему усмотрению. Кворумом считается присутствие большинства попечителей. В случае равенства голосов решающим является голос председателя, который назначается Учредителем из числа попечителей.
При отсутствии Совета попечителей его функции выполняет Учредитель или его законный представитель.
4.2. Совет лицея. Общее руководство образовательным процессом в лицее осуществляет выборный представительный орган — Совет лицея, в котором равные квоты имеют ученики, их родители и преподаватели. Председателем Совета является директор. Кворумом считается присутствие половины членов Совета лицея. Решение принимается простым большинством голосом. При равенстве голосов решающим является голос королевы (короля) знаний (руководителя фракции учеников). К компетенции Совета лицея относится:
а) разработка и принятие локальных актов, регламентирующих все стороны образовательного процесса и внеклассной работы;
б) отмена локальных актов (кодексов лицея, положений, инструкций, указов монарха) и решений коллегиальных органов, за исключением Совета попечителей (Учредителя), в случае их несоответствия законодательству Российской Федерации, Уставу и Конституции лицея;
в) определение приоритетности прочих локальных актов;
г) конкретизация основных направлений учебно-воспитательной работы и определение правил внутреннего распорядка;
д) утверждение прав и обязанностей преподавателей в части, касающейся их отношений с учениками, родителями, прав и обязанностей обучающихся.
Решения Совета лицея, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всего персонала Учреждения.
Фракция преподавателей в Совете лицея включает директора лицея, одного из его заместителей и трех преподавателей, избранных на заседании Педагогического совета. Численность Совета лицея определяется настоящим кодексом в 16 человек — 5 лицеистов, 5 преподавателей, 5 родителей и один монарх (королева или король знаний). Право решающего голоса принадлежит монарху. В случае отсутствия директора лицея, председатель Совета Лицея избирается простым большинством голосов.
4.3. Лицейское собрание. Лицеисты реализуют свое право на управление лицеем, как через своих представителей в Совете лицея, так и непосредственно в лицейском собрании. Его полномочными членами являются все лицеисты «Магистра», прошедшие лицейские испытания и обряд посвящения. Ученики и преподаватели имеют право совещательного голоса. Кворумом считается присутствие половины лицеистов. Решения принимается простым большинством голосов; при равенстве голосов решающим является голос монарха.
Председателем является монарх и только он имеет право созыва Лицейского собрания. Решения, принятые без санкции монарха на проведение собрания не имеют законной силы. Монарх обладает правом вето по любому вопросу, который обсуждается в Собрании. Для преодоления вето монарха требуется 2/3 голосов от общего числа лицеистов; повторное заседание проводится не ранее, чем через 7 дней.
Лицейское собрание обладает правом:
а) любой инициативы не выходящей за пределы Устава и Конституции лицея;
б) выбора будущего монарха в случае, если разрыв между претендентами на корону не превышает семи баллов;
в) опротестовать в Совете лицея решения любых коллегиальных органов, за исключением Совета попечителей (Учредителя);
г в) лишить любого лицеиста его статуса (за исключением монарха) и перевести в разряд учеников временно (с указанием срока) или до окончания учебы в лицее;
д) назначить лицеисту повторные испытания для восстановления его статуса;
е) выдвинуть особые требования любому ученику или лицеисту, которые будут условием сохранения или восстановления его статуса.
4.4. Педагогический совет. Преподаватели лицея реализуют свое право на участие в управлении через Педагогический совет, Ученый совет и Совет лицея.
Педагогический совет:
а) решает вопросы приема и отчисления обучающихся;
б) перевода и повторного обучения;
в) утверждает план учебно-воспитательной работы лицея;
г) выбирает трех своих представителей в Совет лицея; д) разрабатывает рекомендации, необходимые для деятельности всей структуры управления образовательным процессом;
е) обладает правом любой инициативы, не выходящей за пределы Устава, Конституции лицея, настоящего кодекса.
Председателем педсовета является директор. Секретарь избирается сроком на один год для составления протоколов; он отвечает за их подлинность и хранение. Членами педсовета являются все штатные сотрудники Учреждения, занимающие должности педагогических работников. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа педагогических работников. При равенстве голосов решающим является голос председателя педсовета. Прочие работники учреждения и совместители обладают правом совещательного голоса.
4.5. Директор. Непосредственное руководство образовательным процессом осуществляет директор, назначаемый Советом попечителей по согласованию с Учредителем.
Директор лицея по согласованию Учредителем (Советом попечителей):
— распоряжается имуществом лицея, включая его денежные средства;
— заключает договоры и обеспечивает их выполнение;
— без доверенности действует от имени Учреждения;
— комплектует штаты Учреждения, издает приказы и дает устные указания, обязательные для всех работников лицея;
— председательствует на заседаниях Педсовета и Совета лицея, входит в состав Совета попечителей с правом решающего голоса;
— несет ответственность за качество образовательного процесса;
— вакансия директора может быть занята самим Учредителем по его решению.

* * *

Автор Конституции, музыки, проекта герба и флага лицея Андрей Васильевич Ковыршин, учредитель лицея. Автор проекта эмблемы лицея Екатерина Алексеева, лицеистка второго выпуска 1996 г. Автор текста для музыки лицея Д.Р.Р.Толкин. Автор инструментальной музыки лицея Луис Kларк. Конституция и символика лицея «Магистр» принята на заседании Совета лицея 17 октября 1995 г. Вторая редакция Конституции лицея принята 30 января 2002 года, протокол Совета лицея № 12.