1 3 4 5 7 8 9

Кодекс преподавателя Лицея «Магистр»

I. Статус учителя в лицее.

1.1. Учитель лицея начинается с урока, а это значит, что нормой является высокая культура, хорошая дикция, умение держаться и владеть аудиторией. Столь же естественна для него способность контролировать знания, внятно и толково объяснять. Дисциплина на уроке во многом зависит от интереса ученика к предмету. Развитие мотивации к учебе – дело профессиональной чести. Преподаватель не опаздывает. Он начинает и заканчивает урок только в чистой аудитории.
Главный критерий работы — степень удовлетворения уроком, которое испытывает сам учитель и его ученики. Даже обычный, уважающий себя учитель не будет пересказывать учебник — преподаватель «Магистра» способен к импровизации, он динамичен и эмоционален. Эмоции — знак профессионала, который владеет их всплеском и использует на каждом уроке. Это порой важнее, чем все технические средства обучения вместе взятые.
Учитель «Магистра» сочетает эрудицию и педагогическое мастерство с любовью к детям. Он стоит не над ними, а рядом, поддерживает их и защищает. В зависимости от условий контракта, специализации и профессионального мастерства педагогические работники лицея делятся на три категории: преподаватели, старшие преподаватели, кураторы.
1.2. Преподаватель – педагог, соответствующий общим требованиям, предъявляемым ко всем учителям в лицее «Магистр» (пункт 1.1 настоящего кодекса). Умеет составлять авторские задания по курсу или свободно работает с задачами повышенной сложности
1.3. Старший преподаватель – педагог, способный организовать исследовательскую (творческую) работу за рамками основного курса; он создает авторские программы, методики, учебные пособия.
1.4. Куратор – педагог, отвечающий за воспитательную работу в классе.
Оплата труда учителей лицея определяется контрактом и не зависит от стажа и званий, приобретенных в другом учреждении. Изменение статуса преподавателя происходит в соответствии с Положением об аттестации (раздел 3 настоящего кодекса).

II. Внутренний трудовой распорядок.

2.1. Прием на работу. Для работников лицея работодателем является данное образовательное учреждение. Комплектование персонала Учреждения осуществляется только на контрактной основе и по результатам конкурса. Работа преподавателей, не подписавших или не продливших контракт, не оплачивается, а их появление в классах и на других рабочих местах считается незаконным.
Для замещения вакантной должности педагогического работника в лицее проводится конкурс. Администрация объявляет о нем в средствах массовой информации. Соискатель обязан ответить на вопросы биографической анкеты и пройти тестирование. Директор утверждает содержание конкурсных анкет, тестов и принимает решение о зачислении в штат.
Для приема на работу необходимо предоставить следующие документы: заявление, трудовую книжку, паспорт, военный билет для уволенных из ВС РФ, диплом (аттестат), медицинскую книжку с отметкой о прохождении мед. комиссии, справку с прежнего места работы о ФОТ и отчислениях за год, номер страхового свидетельства, копию ИНН, справку о составе семьи из ЖЭКа, и свидетельства о рождении детей, если они есть.
При заключении контракта или переводе сотрудника на другую работу администрация образовательного учреждения обязана ознакомить его:
— с порученной работой, условиями и оплатой труда;
— правами и обязанностями согласно должностным инструкциям, правилами внутреннего трудового распорядка;
— правилами охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной и экологической безопасности;
— правилами охраны жизни и здоровья детей. На всех рабочих и служащих, проработавших свыше 5 дней, заполняются трудовые книжки.
На каждого педагогического работника образовательного учреждения ведется личное дело, которое состоит из личного листка по учету кадров, автобиографии, копии документов об образовании, материалов по результатам аттестации, медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы в детском учреждении, копии приказов о назначении, перемещении по службе, поощрениях и увольнении. Личные дела работников хранятся в образовательном учреждении.
2.2. Расторжение контракта. Контракт подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующей выполнению работы по контракту, нарушения администрацией законодательства о труде и по другим уважительным причинам. В этих случаях необходимо за 14 дней письменно уведомить администрацию. Основания для прекращения трудового договора по инициативе администрации предусмотрены законодательством РФ о труде. Помимо этого, в соответствии с законом об образовании РФ администрация «Магистра» имеет право расторгнуть контракт до истечения его срока действия в случае:
— повторного в течение года грубого нарушения Устава лицея «Магистр» или Кодекса преподавателя, отмеченного приказом директора;
— применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ученика, воспитанника;
— появления сотрудника на работе или в общественном месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
2.3. Рабочее время. В лицее установлена пятидневная для преподавателей начальной школы и шестидневная для преподавателей средней школы рабочая неделя с двумя или одним выходным днём. Время начала и окончания работы в школе устанавливается администрацией в зависимости от количества смен и годовых календарных учебных графиков.
Рабочее время педагогических работников определяется учебным расписанием и должностными обязанностями, возлагаемыми на них Кодексом преподавателя лицея «Магистр». Администрация школы обязана организовать учет явки сотрудников на работу и ухода с работы.
Учебную нагрузку педагогическим работникам на новый учебный год устанавливает директор школы по согласованию с Ученым советом до ухода работников в отпуск. При этом необходимо учитывать преемственность классов (групп) и примерный объем учебной нагрузки. Он у педагогических работников должен быть, как правило, стабильным на протяжении учебного года.
Уменьшение объема нагрузки возможно только при сокращении числа учащихся, классов-комплектов в лицее, заключении аттестационной комиссии (Ученого совета) о недостаточном уровне квалификации и в других исключительных случаях.
Педагогическим работникам, там, где это возможно, предусматривается один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации. Преподаватели обязаны посещать педагогические советы и другие совещания, назначенные администрацией лицея. Заседания педагогического совета проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. Занятия внутришкольных методических объединений учителей и воспитателей проводятся не чаще двух раз в учебную четверть. Общие родительские собрания созываются не реже двух раз в год, классные — не реже четырёх раз в год.
Работа в праздничные и выходные дни запрещена. Привлечение отдельных педагогических работников к дежурству и к некоторым видам работ в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, по письменному приказу администрации. Дни отдыха за дежурство или работу в выходные и праздничные дни предоставляются в порядке, предусмотренном действующим законодательством (ст. 64, 65 КЗОТ РФ). Запрещается привлекать к дежурству и к некоторым видам работ в выходные и праздничные дни беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет и детей-инвалидов до 16 лет.
Работники, для которых установлен суммированный учет рабочего времени (администраторы, психологи и др.), могут привлекаться к работе в выходные и праздничные дни. Время этой работы, как правило, включается в месячную норму рабочего времени. Выходные дни предусматриваются для них графиком работы. Оплата работы в праздничный день производится в указанном случае в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх месячного оклада (ставки). По желанию работника, работающего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.
Администраторам, психологам, воспитателям или педагогам их заменяющим, сторожам и вахтерам запрещается оставлять работу до прихода сменяющего их работника. В случае неявки сменяющего работника сотрудник заявляет об этом администрации, которая обязана принять необходимые меры к замене его другим работником.
Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем педагогических работников. В эти периоды они привлекаются администрацией школы к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебную нагрузку до начала каникул или не менее 4 часов в день.
В каникулярное время учебно-воспитательный и обслуживающий персонал школы привлекается к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (тестирование учеников, мелкий ремонт, работа на территории школы, охрана школы и др.), в пределах установленного им рабочего времени.
Очередность представления ежегодных отпусков устанавливается администрацией школы с учетом необходимости обеспечения нормальной работы школы и благоприятных условий для отдыха работников. Отпуска педагогическим работникам школы, как правило, предоставляются в период летних каникул. График отпусков составляется на каждый календарный год не позднее 15 апреля текущего года и доводится до сведения всех работников.
2.4. Регламент. Педагогические и административные работники лицея обязаны соблюдать исполнительскую дисциплину. Это подразумевает приход на работу не менее чем за 10 минут до начала уроков, а так же точное и своевременное исполнение поручений директора, его заместителей и коллегиальных органов управления лицеем. В том случае, если исполнение поручения срывается или не укладывается в обозначенные сроки, работник обязан заблаговременно сообщить об этом поручителю и объяснить причины. Все работники лицея сообщают об исполнении поручений в отведенные для этого сроки, не ожидая вызова от поручителей.
Педагогические и другие работники лицея обязаны своевременно уведомлять администрацию о предполагаемом невыходе на работу и его причинах. Рабочее время пропущенное по уважительной причине, но без уведомления администрации, считается прогулом.
Педагогическим и другим работникам школы запрещается:
— изменять по своему усмотрению расписание уроков (занятий) и график работы;
— отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перерывов (перемен) между ними;
— удалять учащихся с уроков (занятий) без санкции администрации;
— отвлекать учащихся во время учебного года на работы, не связанные с учебным процессом; освобождать учащихся от школьных занятий для выполнения общественных поручений, участия в спортивных и других мероприятиях;
— отвлекать педагогических работников в учебное время от их непосредственной работы, вызывать или снимать их с работы для выполнения общественных обязанностей и проведения разного рода мероприятий, не связанных с учебной или воспитательной деятельностью.
Посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе (группе), а также на родительском собрании только с разрешения директора лицея или его заместителей. Вход в класс (группу) после начала урока (занятий) разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям.
Администрация и все работники лицея не имеют права делать замечания друг другу во время проведения уроков (занятий) и в присутствии учащихся.
2.5. Обязанности администрации. Административными работниками лицея являются директор, его заместители и менеджер. Администрация лицея должна:
а) обеспечить соблюдение работниками школы обязанностей возложенных на них Уставом, Кодексом преподавателя, Правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками (глава 1 – настоящего Кодекса);
б) правильно организовать труд работников лицея в соответствии с их специальностью и квалификацией, создать здоровые и безопасные условия труда;
в) обеспечить соблюдение работниками трудовой дисциплины, устранять потери рабочего времени и привлекать для этого преподавателей к замещению уроков;
г) создать условия для систематического повышения работниками лицея деловой квалификации, профессионального мастерства, совмещения работы с обучением в учебных заведениях, проводить в установленные сроки аттестацию педагогических работников;
д) неуклонно соблюдать законодательство о труде, правила охраны труда, улучшать условия работы;
е) обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся и работников школы, предупреждение их заболеваемости, травматизма, контролировать знание и соблюдение работниками всех требований инструкции по технике безопасности, производственной санитарии и гигиены, правила пожарной безопасности;
ж) обеспечить сохранность имущества лицея, сотрудников, учащихся;
з) организовать питание учащихся и сотрудников школы;
и) выдавать заработную плату в установленные сроки;
к) способствовать созданию в трудовом коллективе деловой, творческой обстановки, поддерживать и развивать инициативу работников; своевременно рассматривать критические замечания сотрудников и сообщать им о принятых мерах;
л) обеспечивать исполнение решений коллегиальных органов управления лицеем.
Администрация школы несет ответственность за жизнь и здоровье учеников во время пребывания их в лицее и на мероприятиях, организуемых «Магистром», в соответствии с законодательством РФ.

III. Аттестация преподавателей.

3.1. Аттестация проводится для определения статуса преподавателя лицея. Ее инициатором может быть сам преподаватель, администрация или Ученый совет. Должность, определяемая администрацией при заключении контракта, может быть сохранена или изменена по итогам аттестации. Период аттестации ограничивается сроком в 1 месяц.
3.2. Комиссия
 (не более трех человек) включает специалиста по предмету аттестации и членов Ученого совета. Аттестуемый может отвести кандидатуру одного из членов комиссии по личным мотивам. Кандидатура директора отводу не подлежит.
3.3. Общие требования к работе преподавателя, соответствующей категории, отражены в первом разделе настоящего кодекса. Работа на уроке оценивается по трем критериям:
— ораторское искусство (правильность речи, логичность, выразительность);
— педагогическое искусство;
— результативность в развитии умений и навыков.
По каждому из критериев аттестуемый может получить от 0 до 8 баллов. Оценки выставляются членами комиссии, после чего выводится среднеарифметический результат по критериям и в целом. Комиссия посещает несколько уроков темы или целого раздела. По итогам просмотренного комиссией раздела устраивается контрольный срез. Аттестуемый сам в праве определить его форму. В классах, где ведет работу аттестуемый преподаватель, проводится анкетирование с целью выяснения рейтингового балла по 8-балльной шкале.
3.4. Подведение итогов. Среднеарифметический балл, выставленный членами комиссии, складывается и делится с рейтинговым баллом учеников. Должности ведущего преподавателя соответствует итог в пределах от 7 до 8 баллов, должности старшего преподавателя -от б до 7, младшего преподавателя — от 5,5 до б баллов. Получение преподавателем более низкого балла может стать причиной для расторжения контракта.

IV. Должностные инструкции.

4.1. Директор:
— отвечает за текущее и долгосрочное планирование работы лицея;
— распоряжается денежными средствами лицея;
— представляет лицей в отношениях с другими юридическими лицами;
— отвечает за выполнение учебного плана, его соответствие федеральному стандарту;
— организует работу Совета лицея;
— проводит аттестацию педагогических работников;
— составляет отчет о ходе экспериментальной работы;
— направляет кадровую политику лицея;
— комплектует классы.
4.2. Заместитель директора по учебной работе:
— отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса;
— контролирует успеваемость и посещаемость учащихся;
— регулирует нагрузку учителей;
— составляет расписание учебных занятий: уроков и внеклассных занятий, консультаций, экзаменов, факультативов и др. дополнительных занятий учащихся;
— совместно с директором составляет план работы на год;
— организует замену учителей, не вышедших на работу, ведет книгу учета замещенных уроков;
— контролирует выполнение режима в лицее, ведет учет рабочего времени;
— составляет график внутришкольного контроля;
— контролирует ведение классных журналов, дневников, тетрадей;
— исполняет обязанности секретаря педсовета;
— представляет интересы лицея в отношениях с юридическими лицами по профилю своей деятельности;
— исполняет обязанности дежурного администратора в соответствии с графиком и инструкцией;
— исполняет обязанности директора во время его отсутствия.
4.3. Заместитель директора по воспитательной работе:
— организует Королевский конкурс;
— осуществляет внеклассные программы лицея;
— проводит традиционные и иные лицейские праздники;
— организует работу кураторов;
— составляет рейтинг преподавателей;
— отвечает за исполнение решений Совета лицея (исполнение законов и положений, принятых им);
— отвечает за исполнение обязательств лицея перед родителями;
— отвечает за материальное обеспечение образовательного процесса;
— поддерживает имущество лицея и оборудование в рабочем порядке;
— организует медосмотр преподавателей и учеников лицея;
— исполняет обязанности директора во время его отсутствия;
— представляет интересы лицея в отношениях с юридическими лицами по профилю своей деятельности; — исполняет обязанности дежурного администратора в соответствии с графиком и инструкцией.
4.4. Психолог-организатор: 
— проводит психологическое обследование учеников лицея;
— разрабатывает и осуществляет мероприятия по психологической коррекции отдельных учеников и/или групп;
— отвечает за работу с абитуриентами и их родителями;
— участвует в разработке новых педагогических технологий;
— определяет рейтинг преподавателей;
— исполняет обязанности дежурного администратора в соответствии с графиком и инструкцией.
В том случае, когда для обучения отдельных учеников применяется программа «Наставник», психолог
— организует взаимодействие с завучем и отвечает за исполнение расписания воспитанников;
— составляет ежемесячный отчет о своей работе, в котором фиксируется выполнение учебного плана, динамика физических, психических, мотивационных и учебных изменений воспитанников;
— выполняет совместно с воспитанниками домашние задания;
— работает над развитием умений воспитанников, необходимых для учебы;
— ежедневно записывает свои наблюдения за развитием образовательного процесса и состоянием воспитанника;
— прививает им навыки самообучения, самоанализа, планирования и различных видов чтения (быстрого, углубленного, панорамного и т.д.);
— организует работу воспитанников над индивидуальными творческими проектами;
— регулярно проводит встречи с родителями воспитанников;
— контролирует исполнение программы каникулярного и домашнего самообразования воспитанников;
— отвечает за исполнение прочих обязательств лицея, закрепленных в приложениях к договору с родителями в части своих профессиональных обязанностей;
— отвечает за жизнь и здоровье воспитанников во время работы с ними;
— преподает часть предметов из индивидуального учебного плана воспитанников;
4.5. Куратор организует внеурочную работу своего класса и ведение его документации. Он обязан:
— изучать учебную и психологическую ситуацию в классе;
— проводить внеурочные занятия с классом в соответствии с Годовым планом работы и приказами директора;
— организовывать класс для участия в общешкольных делах;
— организовывать класс для участия в общешкольных делах;
— аккуратно и своевременно оформлять документацию класса: журналы, личные дела, дневники, зачетные карты, характеристики, справки и т.п.;
— поддерживать контакты с родителями, своевременно извещать их об изменениях в учебе, поведении ученика, инцидентах с его участием и т.д.;
— отслеживать выполнение решений коллегиальных органов лицея, принятых в адрес класса или его отдельных учеников;
— предоставлять необходимую информацию для сайта лицея о своем классе: текущие оценки фотографии, отчет о событиях, достижениях и проблемах учеников.
В том случае, если решение внутриклассных проблем выходит за рамки должностных обязанностей куратора или его полномочий, он обязан известить об этом администрацию. Все случаи серьезных конфликтов с учениками, их родителями и любых инцидентов (как в лицее, так и за его пределами) фиксируются в кондуите и доводятся до сведения администрации.

* * *

Кодекс разработан Ковыршиным А.В.

Вторая редакция Кодекса принята на заседании Совета лицея 17 ноября 2008 года, протокол № 17