«Школа странствий»
Второй восьмилетний эксперимент – зачем?
Пятнадцатый учебный год лицея начинается в другой стране. Она по-прежнему называется Россией. Но это другая Россия. Здесь изменился облик улиц и целых городов. Здесь ходят другие люди: иначе одеты, по-другому говорят, отдыхают и любят. Они по-другому властвуют и подчиняются. Их интересы и ценности имеют мало общего с людьми начала 90-х. Говорят, что у многих из них даже аура нового цвета – индиго. Этого с лихвой достанет, чтобы озаботиться поиском новых ответов на новые вызовы времени. Остается только разобрать старый багаж и понять: что из материалов первого эксперимента пригодится во второй восьмилетке.
Идеи первого эксперимента возникли в атмосфере романтических ожиданий 1995-1997 гг. Только что лицей пережил «разбой», учиненный налоговой инспекцией (1994). Получив государственную аккредитацию (1995), мы стали частично финансироваться из бюджета ГОРОНО, но это была хорошая прибавка. Звание лауреата Всероссийского конкурса авторских школ «Эврика» (1996) и статус Федеральной экспериментальной площадки министерства образования (1997), казалось тогда, позволят заметно ослабить мертвящее давление гос. стандартов.
Экспериментальная работа набирала обороты, но за углом притаился 1998-й год. Двукратное уменьшение финансирования по линии ГОРОНО и крах коммерческих проектов после «черного вторника» едва не погубили лицей. Вряд ли бы я сейчас писал об этом, если бы не Сер Александр Григорьевич. Этот человек (отец двух сестер, учившихся у нас) оплачивал 1/3 часть всех расходов лицея в течение года. Вторая двойная аттестация 1999 года выправила наш учебный план в строгом соответствии с гос. стандартом. Правда, лицейский стандарт покорежило, а многие инновации зачахли. Конец 20 века стал для эксперимента жесткой, но необходимой школой.
К 2015 году, к моменту окончания нашего второго эксперимента, плюс 5 вузовских лет, выпускник лицея окажется в совершенно иной социо-культурной ситуации, ничем не похожей на день сегодняшний. В районе 2020 мы станем свидетелями величайшего поворота в истории человечества, рядом с которым меркнут все революции вместе взятые, включая неолитическую (пролог цивилизации). Разве что само появление человека на планете сопоставимо с масштабом грядущих перемен. Тогда жизнь, быть может, потребует от выпускника лицея не навыков работы с компьютером, а, например, навыков выживания в экстремальной ситуации, которая превратится в повседневность. Или способности к ясновидению и экстрасенсорному восприятию мира. Или умения прыгать с 7-метровой высоты вниз головой на асфальт, как это сейчас делают трейсеры. А компьютер будет чем-то вроде нынешней авторучки не только по размеру, но и по простоте в использовании.
Самое сложное в футурологическом прогнозе найти точку флуктуации – начальный момент зарождающихся изменений, который повлечет за собой изменение всей системы. В нашем случае — конец информационной цивилизации и начало движения к новому состоянию социума. Мы обозначили этот момент 2020 годом. Это вовсе не означает, что в один из дней этого года произойдет событие всемирно-исторического значения или будет сделано открытие, радикально меняющее жизнь homo sapiens. Это значит, что только с высоты 2020 года можно будет разглядеть сквозь завесу времени процесс зарождения новой постинформационной цивилизации.
В середине 20 века, когда темпы перемен были иными, можно было делать прогнозы до 2000 или 2050 года, «узнавать» отдельные фрагменты, крупные штрихи и детали общества будущего — футурологи экстраполировали уже возникшие тенденции. Сейчас можно говорить лишь о появлении после 2020 г. некоторых мегатрендов, которые будут прямой противоположностью нынешним. Так, ускорение быстротечности (трансенция) должно смениться темпоральной регрессией. Второй мегатренд, логически вытекающий из первого и принципа «от противного», — новый социальный регресс. Коллапс действительно может отбросить человечество в средневековье. Но тогда будущее, после периода стагнации, будет опять гонкой за новыми технологиями, комфортом, за призраком индустириализма , то есть повторным прогрессом. Мы же, говоря о регрессе, подразумеваем не провал в прошлое и не деградацию, а постепенное замедление темпов исторического развития и уменьшение зависимости человека от технического прогресса.Некоторые элементы этой тенденции обозначились сегодня. В технике – от гигантомании и гиперконструктивной сложности к миниатюризации и предельной простоте для пользователя. В социуме – от наций и культур к субкультурам, этносам, племенам и иным локальным объединениям; от социальных и технических способов адаптации к биотехническим и биологическим.
Такое будущее потребует от образовательных систем радикальной смены приоритетов.
Вместо адаптации детей к конкретной технологической системе, научной парадигме, социальной структуре ставка будет сделана на развитие универсальных адаптационных качеств личности, наращивание в геометрической прогрессии ее психофизического и интеллектуального потенциала. К таким качествам относятся:
Самодостаточность, способность человека сделать свою жизнь наполненной, его умение решать экзистенциальные проблемы.
Навыки прогнозирования.
Самодисциплина и самоконтроль.
Способность к концентрации и сосредоточенности.
Умение использовать энергосберегающие практики (тайцзы-цюань, ци-гун и т.п.) вместо энергозатратных (например, классический спорт).
Развитое воображение, интуиция, память.
Лаконизм, образный, насыщенный и содержательный.
Пластичность как главный способ биосоциальной адаптации — меняйтесь сами, и вы измените мир вокруг себя.
И в основе всего — способность и желание к перманентному самообучению.
Вместо этого списка можно было бы привести «Кредо воина» неизвестного самурая 14 века:
У меня нет жизни или смерти: я сделал вдох и выдох своей жизнью и смертью.
У меня нет стремлений: я сделал свои стремления осознанными.
У меня нет волшебных тайн: я сделал свой характер волшебной тайной.
У меня нет тела: я сделал выносливость телом своим.
У меня нет стратегии: я сделал стратегией «отсутствие мыслей».
У меня нет принципов: умение приспособиться к любым обстоятельствам сделал я своими принципами.
У меня нет талантов: я сделал талантом подвижность ума своего.
У меня нет доспехов: доброжелательность и праведность сделал доспехами я
У меня нет замка: непоколебимость духа сделал я своей твердыней.
У меня нет могущества богов: я сделал честь моим божественным могуществом.
Если важнейшим вкладом Западного мира в будущее человека был прогресс, то есть техника и свобода, то теперь настало время сделать свой вклад Востоку. Синтез этих двух традиций изменит облик планеты и человека. Таким образом, не знания и даже не умения должны быть целью образовательного процесса, но определенное качество личности ученика.
В 1996 г. мы утверждали факт быстрого и преждевременного старения большей части знаний, изучаемых в рамках гос.стандарта. Отсюда делался вывод о необходимости приоритетного развития относительных долгожителей – универсальных умений и навыков (восприятия и обработки больших объемов информации, визуализации на основе развитого образного мышления, креативности и т.д.). Теперь ставится под сомнение и их будущее после 2020 года. Теперь главное — в умении менять мир через изменение самого себя. Оно достигается только благодаря способности и желанию к бесконечному самообучению и самосотворению. Следовательно, желание должно быть одним из основных продуктов образовательного учреждения будущего (еще Сухомлинский справедливо называл воспитание желаний основной задачей школы).
Следующий шаг легко представить и нетрудно воплотить в жизнь — создать ситуацию, когда самообучение станет важнейшей частью образовательного процесса. А вот второй шаг сделать куда сложнее – создать образовательную систему, которая, помимо всего прочего и нам хорошо известного, станет «фабрикой здоровых и сильных желаний». Школа должна и может привить ребенку желание наполнять жизнь красотой, любовью, мудростью и свободой. Научить любить ближнего, создавать свое дело, путешествовать и видеть красоту. Все старо как мир. Однако я не знаю ни одного учебного заведения, которое бы подчинило свою организацию, учебный план и повседневную работу «выработке этих умений». Возможно потому, что при первом приближении это кажется почти невозможным.
Говоря о любви, мы не претендуем на статус свахи для подростков или новаторов в области сексуальной грамотности. История подсказывает совсем другой ответ.
У романтической любви, родившейся в 18 веке в Европе, было несколько предпосылок. Относительный достаток и заметное снижение детской смертности сделали возможным массовое распространения сопереживания, без которого невозможна даже привязанность (1). Распад патриархальной и появление малой семьи активировал дремавший социоген дружбы, возникший еще в славянской, кельтской и германской традиции (2). Повысился статус женщины (3).
У нас есть все возможности для того, чтобы целенаправленно развивать способность к сопереживанию (если, конечно, она есть в природе ребенка). Мы можем использовать давно отработанные «технологии дружбы» — от методов team-work и «веревочного курса» до старых и, если будет необходимость, новых лицейских традиций. Но нам предстоит еще создать систему воспитания разнополой дружбы, начиная с тех женщин и мужчин, которые учатся в первом классе.
Осуществление замысла, обоснованного в этой главе, потребует разработки четырех основных программ.
- «Программа странствий» вместо нынешней «Походной программы». Радикальное повышение удельного веса путешествий, экскурсий, экспедиций и походов в образовательном процессе. Странствия как средство для «оживления» и замены урочной системы, как практика делания и прикосновения к жизни.
- «Программа изменения статуса внеклассной работы». Отказ от остаточного принципа при организации школьного времени и работы педагогического коллектива по отношению к «воспитательным акциям» и проблемам. Повышение роли воспитательной работы, в том числе познавательной, до уровня образовательной деятельности. Слияние образовательной и воспитательной работы в единый поток обучающего действия.
- «Программа проектной работы лицеистов». В перспективе – создание нового типа дистанционного обучения для школьников 8-11 классов.
- «Программа визуализации образования».
«Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». ( Древняя поговорка)
Сегодняшняя система обучения процентов на девяносто свято следует первой части этой восточной мудрости. Для того, чтобы сделать второй шаг в познании (увидел – запомнил), мы отправимся в странствия. А проектная деятельность и самообучение, став важнейшей частью образовательного процесса, позволят сделать третий шаг (сделал – понял).
Программа Странствий.
Мы и прежде немало путешествовали: 5-6 походов в течение учебного года. 6-7 классы — 1 раз летом (лесная практика по биологии и основам безопасности), 8 -10 классы — 4 раза – по одному в каждое время года и для желающих 12-дневный байдарочный на каникулах. Но только два предмета «основы безопасности» и «биология» были весомой частью походной программы. Другие же представлены в ней предельно скупо (история, география, физика, в отдельные годы — лексикология и изобразительное искусство). Главный результат этих походов и экспедиций все-таки — воспитательный. Главный недостаток – ограниченность: пространственная (леса и реки Орловской области) и по видам образовательной деятельности (практические занятия и исследования). Значит, нам предстоит:
радикально увеличить масштабы образовательной деятельности в наших странствиях;
выйти за пределы области и России;
сделать теоретические занятия, включая уроки и экскурсии, такой же органичной частью странствий, как и практические занятия с экспедициями;
расширить набор транспортных средств, добавив к электричкам и байдаркам велосипеды, сани, телеги, поезда, парусники, пароходы, самолеты и в перспективе — верховых лошадей.
Условие успеха — верный выбор мест для исследований и обучения. Это пункты на планете, в которых информация об ее истории и эволюции, о природе и людях спрессована на небольших и доступных для изучения пространствах. Это места, наиболее интересные с точки зрения одновременно и биоценоза (ландшафта и природных зон), и культуры (истории с максимальным набором артефактов, экономики, религии). Своего рода не объявленные социальные и биологические заповедники.
Теперь – несколько слов о видах странствий и их лицейской специфике. Накануне экскурсии – поездки, скажем, в Гусь Хрустальный или Москву, каждый класс получает задания и методические разработки по их выполнению. Стекольный завод или Греческий зал в Пушкинской галерее должен стать дополнительным, а в некоторых случаях основным источником информации по определенной теме государственного или лицейского стандарта. Поиск ответов на проблемные вопросы в местах экскурсий, в книгах, учебнике, мировой сети заканчивается лаконичным «отчетом» лицеиста и оценкой. Знания, полученные таким образом, не войдут, а врежутся в память лицеиста.
С 7-11 классами будем учиться в «лесной школе». Отобираются только те предметы, для которых природный ландшафт — естественное «наглядное пособие и лаборатория» одновременно: физика, география, топография и ориентирование, история России и обществознание (раздел о происхождении и жизни архаичного человека). Вторая особенность лесной программы обучения — «уроки для всех». В аудитории из поваленных бревен, осенней травы, берез и неба одни и те же науки осваивают одновременно все лицеисты с 7 по 11 класс. Отсутствие учебников, тетрадей и домашних заданий довершает картину учебных необычностей. Жить в лесу и учиться (до обеда), исследовать территорию (поле обеда) и играть в полезные игры (после ужина). Таким образом, время образовательного процесса увеличится с 5-7 до 12-14 часов. Нервно-психическая усталость исключается благодаря лесу и смене видов деятельности. Лес — это не только природный источник релаксации, дополнительный временной ресурс для обучения, объект для исследований, но и, главное, катализатор всех мыслительных операций. Замечено, что в лесу лекции запоминаются гораздо лучше, чем в аудитории, не зря Аристотель проводил занятия в роще.
Путешествия для лицея – совсем новый вид странствий. Это «не только далеко, но и глубоко». Далеко — уезжаем, глубоко – изучаем.
Накануне путешествия организуется комплексная подготовка: часы по истории России, истории цивилизации, русской литературе, музыкальному искусству, изобразительному и классные часы, посвящаются теме грядущего путешествия (например, «Становление Православной цивилизации»). Проводятся экскурсии по Орлу, Москве, Угличу, просматриваются соответствующие фильмы, выполняются проектные исследовательские задания. В итоге – зачет или защита проектов. К разработке темы привлекаются эксперты из других учреждений и организаций: гиды, священники, специалисты по архитектуре, работники филармонии и т.п. Путешествие в Углич и Москву превращается в долговременный семинар с интересной программой.
Раздел I. Становление новой государственности (7 часов).
1. Русский Север в истории нового государства (2 часа).
2. Три центра новой государственности: Русь Литовская, Тверская и Московская (3 часа).
3. Утверждение Москвы как центра нового государства (1 час).
4. Становление религии новой цивилизации. Церковный раскол (1 час).
Раздел II. Культура и традиции Православной цивилизации (14 часов).
1. Православная церковь и архитектура в 18-19 вв. (аудиторное занятие — 1 час).
2. Православная церковь и архитектура в 18-19 вв. (экскурсия по Орлу – 2 часа).
3. Структуры повседневности 16-18 вв. (7 часов).
Крестьянский труд, быт, забавы и верования. Городской быт и верования. Судьба русской женщины. Эволюция эстетических и моральных принципов в 17-19 вв. «Бесприданница» Островского А.Н. Просмотр и обсуждение фильма «Жестокий романс»
4. Русская музыка 17-18 веков (2 часа).
Аудиторное занятие и выступление губернаторского хора «Лик».
5. Россия на перепутье: искусство современное и древнее (2 часа).
Раздел III. Визуальная и проектная работа с памятниками искусства и культуры.
Москва.
1. Посещение «Музея современного искусства» в Москве.
2. Обед в корчме «Тарас Бульба» (традиции русской и украинской кухни 17- 19 вв.).
3. Экскурсия на Соборной площади Московского кремля.
Углич.
1. Изучение старого Углича по маршруту Вознесенский монастырь – Углический кремль (Встреча с служителями мужского Вознесенского монастыря, прогулка по набережной Волги, исследование церкви «Иоанна Предтечи», посещение Палаты удельных князей и церкви «Дмитрия на крови» с гидами Углического кремля).
2. Театрализованная экскурсия в «Музее городского быта 19 века». Обед в музейном трактире (традиции русской городской кухни 19 века.)
3. Прогулка по улицам. Выполнение фото-заданий по теме «Купеческая Россия 18-19 вв».
4. Посещение музыкального военно-исторического музея «Углические звоны».
5. Поездка в живой музей «Крестьянская изба» с. Ивашково
6. Посещение «Музея мифов, суеверий и волшебства».
7. Поездка в Николо-Улейменский монастырь старообрядческой церкви. Встреча с настоятельницей женского монастыря.
Раздел IV. Итоговые занятия в Орле.
1. Обзорная лекция по теории цивилизаций (2 часа).
2. Дискуссия «Две цивилизации или одна: Древняя Русь и Московская» (2 часа).
3. Отчет по проектным заданиям третьего раздела.
4. Дифференцированный зачет и тестирование.
Рано или поздно, но путешествия выйдут за пределы России. В идеале их участниками должны стать родители. Организовать для них 7-месячные курсы не сложно. В программе – языковая подготовка, страноведение, историко-литературный и историко-культурный курс. Тогда на Авалон (Гластонбери) в гости к королю Артуру и в Стоунхендж отправятся не скучающие туристы, а люди, заинтригованные величайшей загадкой, с которой начинается история Западной цивилизации.
Походы, как и раньше, будут способом для проведения практических занятий по некоторым предметам, но, прежде всего, для «Основ безопасности» и «Биологии». Возможно 12-дневный поход станет обязательным для учеников 8-10 классов, «пригласительным» для родителей. По реке Жиздре (Калужская область) мы приплывем на байдарках в Оптину пустынь, чтобы услышать божественный голос монастырского колокола и православной литургии. Услышать колокол в том месте, в котором русские потрясли Батыя своей стойкостью («Козельск – злой город»).
Начальной школе тоже придется потрудиться для подготовки детей к странствиям. За 4 года ученик лицея должен научиться:
правильно использовать одежду, спальник и строить укрытия для выживания в экстремальных условиях;
разжигать костер под дождем (в сыром лесу) и готовить пищу;
владеть ножом, веревкой и фонарем, укладывать рюкзак и ставить палатку;
держаться на воде;
плавать на байдарке и каноэ;
оказывать первую медицинскую помощь;
работать в команде.
Программа изменения статуса внеклассной работы.
Как создать «образовательную систему, которая помимо всего прочего станет фабрикой здоровых и сильных желаний?» Желаний, которые будут мотивировать не только познание, но и самообучение? Как соединить в единый поток обучающего действия воспитательный и образовательный процесс?
Для начала попытаемся создать программы, которые объединят учебные предметы с воспитательной работой. Одно из слагаемых такой программы — «спецкурсы по внеклассной работе». Время для их воплощения есть: классные часы, послеполуденные занятия странствий, вечернее время, отведенное для посещения концертных залов, театров и просмотра фильмов. Остается объединить некоторые разделы учебных и «внеклассных предметов». Например, в то время когда на традиционных уроках изучается христианство, на воспитательных — класс посещает храм, слушает колокольный звон, смотрит и обсуждает один из фильмов, посвященных Иисусу Христу. Тогда же на уроках музыки и изобразительного искусства слушают и смотрят произведения, связанные с историей христианства. Оценки, полученные на воспитательных мероприятиях, «доставляются» в журнал и влияют на итоговый результат.
В течение первых двух лет эксперимента под названием «Школа странствий» учителя лицея создавали и корректировали программы внеклассной воспитательной работы для 5-11 классов. Судьба обыгрывает несколько основных тем в жизни каждого человека. Мы по-разному расставляем акценты, но так или иначе «проходим» все.
«Успех» — теоретические занятия о подсознании и сверхсознании (ментальности) на уроках истории и обществознания получают развитие на уроках основ безопасности (раздел виктимология) и на классных часах, где изучаются правила диалога с подсознанием и отрабатываются с психологом техники «самопрограммирования на успех».
«Право» — уроки обществознания и граждановедения поддерживаются изучением во внеурочное время профессиональной сферы применения права (суд, милиция, адвакатура и т.п.). Третья часть этого всеобщего курса – лицейское законодательство, изучаемое на классных часах.
«Вера» (религия) — курс, в рамках которого взаимодействуют такие учебные предметы, как история России, история цивилизации, обществознание, литература, музыка, искусство, с воспитательными акциями по данной проблематике.
«Красота» (искусство). Помимо синхронизации тех же учебных предметов, что и в курсе «Вера», сюда добавится разнообразная деятельность в вечернее время: экскурсии в ходе странствий, концерты, театры, приглашения уникальных музыкантов и художников в лицей, организация собственных выставок и концертов на площадках городского масштаба.
«Любовь». Нельзя научить чувству. Но можно рассказать о нем так, чтобы зародить желание его испытать, предостеречь от завышенных ожиданий и главное — не дать провалиться в бездну цинизма и неверия. Я не предлагаю отобрать пальму первенства в этом деле у уроков литературы. Но они не выполнят своей высокой миссии без поддержки этических рождественских чтений, «обучения дружбе между полами» с малолетства, без таких фильмов, как «Четыре пера», или рок-оперы «Юнона и Авось». Без таких уроков истории и искусства, в которых любовь займет место, сопоставимое с политикой, историей повседневности и другими «рубриками».
Таким образом, осуществляется не отягощающая лицеистов, но вдохновляющая экспансия «учебного времени» в их жизнь. Сам факт сведения в общую программу разных тем из разных предметов и их синхронизация – это уже огромный шаг на пути к цели, обозначенной этими словами: успех, право, вера, красота и любовь. Это осознание новых целей и установление иных приоритетов. Вместо цели под названием какого-либо из учебных предметов — пять слов (вера, красота, любовь, успех, право). Попробуйте оспорить их значимость для человека.
Программа проектной работы лицеистов.
Мы предложим нескольким хорошим и средним ученикам (7-10 классов) изучать один из предметов не с классом, а индивидуально в режиме проектной работы. Вначале эту группу детей будет учить психолог. С ним они должны овладеть навыками глубинного анализа текста в режиме быстрого чтения (1 месяц). Затем они самостоятельно и на консультациях изучат годовой курс, избранного предмета (2 месяца). Оставшиеся 6 месяцев посвящаются реализации проекта. Как и остальные ученики класса, эти лицеисты дважды (на зимней и летней сессии) возвращаются к повторению, тестированию, сдаче годового курса и защищают свой проект.
Обучение глубинному анализу в режиме скорочтения будет проводиться с использованием двух методов: визуализации текста и выделения доминанты. Те, кто склонен к образному восприятию мира (визуалы), будут обучаться по методу визуализации, остальные (аудиалы и логики) – с помощью второй методики. Входящее и итоговое тестирование учеников, которые отбираются в экспериментальную группу, будет также определять IQ, уровень развития различных видов памяти, их психологические особенности, т.е. все, что может повлиять на успешность. Их результаты через год будут сравниваться по тем же параметрам и по оценкам с результатами контрольной группоы лицеистов.
Если мы убедимся в способности учеников из экспериментальной группы самостоятельно работать над проектом и усваивать гос. стандарт, то их опыт можно предложить не только ученикам лицея, но и ученикам школ города и центральной России. «Иноземцы» будут обучаться в лицее не предметам учебного плана, а навыкам самообучения, получать консультации, контрольные, сдавать экзамены и путешествовать вместе с нами. Так будет создан новый тип дистанционного обучения для старшеклассников.
Программа визуализации образования.
Создание визуальных учебников (по истории, физике и литературе) – это разработка и выпуск учебных пособий нового поколения на цифровых носителях. Их особенность — масштабный зрительный ряд (отрывки из документальных и художественных фильмов, фотографии прошлых лет и сегодняшнего дня с методическими разработками, заданиями, документами, учебными тестами и текстами).
IV. Этапы второго эксперимента.
2006/2007 учебный год – первый год эксперимента.
1. Создается блочная система преподавания и изучается ее эффективность в сравнении с годовой. Вводится новый способ оценки, при котором акцент смещается на остаточные знания: зачет по завершении блока, промежуточный экзамен на установочной сессии через 2,5-5 месяцев, итоговый экзамен через 5-7 месяцев.
2. Организуется проектная деятельность экспериментальной группы детей.
3. Разрабатываются и применяются в экспериментальном режиме 5 всеобщих курсов, которые объединяют воспитательные акции и учебные предметы единой программой.
4. В начальной школе вводится курс «Подготовки к странствиям».
5. 7-11 классы отправляются в странствия.
6. Создается мониторинг для определения динамики зунов и для наблюдения за развитием универсальных адаптационных качеств личности (самодостаточности, самообучения, образного мышления ит.п.)
Второй 2007/2008 учебный год.
1. Увеличение экспериментальной группы лицеистов, включенных в проектную деятельность.
2. Корректировка блочной системы, программ всеобщих курсов и системы мониторинга.
3. Формирование новой системы оценок, ориентированной на остаточные знания.
4. Развитие материальной базы странствий и поиск гранта.
Третий 2008/2009 учебный год.
1. Корректировка и утверждение программ по истории, обществознанию, мировой литературе, музыке, искусству.
2. Корректировка спецкурсов по внеклассной работе и их утверждение.
3. Организация проектной деятельности лицеистов индивидуально и в группах с 7 класса.
4. Подготовка материалов для визуальных учебников. Поиск гранта.
Четвертый 2009/2010 учебный год.
1. Введение системы дистанционного обучения в лицее и в городе.
2. Создание консультационных пунктов в других городах (возможно, в сотрудничестве с ИУУ).
3. Создание отдельных параграфов визуальных учебников.
Пятый и шестой 2010/2011 и 2011/2012 учебный год.
1. Введение системы дистанционного обучения в городах центральной России.
2. Разработка и апробация визуальных учебников.
Седьмой и восьмой 2012/2013 и 2013/2014 учебный год.
1. Подведение итогов эксперимента: систематизация материалов.
2. Перенос: создание «Магистра-2» на северо-востоке европейской части России.