Все больше и чаще современный житель города оказывается оторванным от природы. Чахлые городские скверы и загазованный воздух мало способствуют укреплению физических, а тем более духовных сил. Привыкшие к бытовым удобствам люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в экстремальной ситуации, могут потерять не только присутствие духа, но и саму жизнь. Именно поэтому в лицее существует специальная программа образовательных походов и исследовательских экспедиций: осенью, зимой, весной, летом — пеших, лыжных, байдарочных. Часть учебной нагрузки по ряду предметов (например, ботаники, зоологии, экологии, ОБЖ, истории, изобразительному искусству) переносится на занятия, которые ведутся в лесу во время похода. При этом практические навыки и полученные знания — не единственная цель нашей походной программы. Она позволяет осуществить то, что невозможно в домашних и школьных условиях. Не декларированная, а настоящая любовь к природе может родиться только при живом контакте с лесом и водой.
Только путешествуя по самым красивым местам края, можно развить чувство малой родины, столь необходимое каждому. Кроме того, жизнь в походе быстрее, чем лекция или беседа, покажет преимущества человека, ставшего надежным членом команды, способного к полноценному общению. В каждом походе возникают ситуации, развивающие интуицию, способность объективно оценивать способности своего организма, рассчитывать силы. Только у тех, кто сталкивается с препятствиями, может появиться «вкус» к их преодолению, умение концентрировать волевые усилия — это крайне важно для всей последующей жизни.
Кроме обычных походов, в практике «Магистра» существуют и настоящие экспедиции с поставленной заранее целью, вписанной в контекст общелицейских задач. По итогам таких путешествий составляются специальные отчеты, в которых отражаются цели, этапы проведения и итоги экспедиций.
Мы и прежде немало путешествовали: 5-6 походов в течение учебного года. 6-7 классы — 1 раз летом (лесная практика по биологии и основам безопасности), 8 -10 классы — 4 раза – по одному в каждое время года и для желающих 12-дневный байдарочный на каникулах. Но только два предмета «основы безопасности» и «биология» были весомой частью походной программы. Другие же представлены в ней предельно скупо (история, география, физика, в отдельные годы — лексикология и изобразительное искусство). Главный результат этих походов и экспедиций все-таки — воспитательный. Главный недостаток – ограниченность: пространственная (леса и реки Орловской области) и по видам образовательной деятельности (практические занятия и исследования). Значит, нам предстоит:
радикально увеличить масштабы образовательной деятельности в наших странствиях;
выйти за пределы области и России;
сделать теоретические занятия, включая уроки и экскурсии, такой же органичной частью странствий, как и практические занятия с экспедициями;
расширить набор транспортных средств, добавив к электричкам и байдаркам велосипеды, сани, телеги, поезда, парусники, пароходы, самолеты и в перспективе — верховых лошадей.
Условие успеха — верный выбор мест для исследований и обучения. Это пункты на планете, в которых информация об ее истории и эволюции, о природе и людях спрессована на небольших и доступных для изучения пространствах. Это места, наиболее интересные с точки зрения одновременно и биоценоза (ландшафта и природных зон), и культуры (истории с максимальным набором артефактов, экономики, религии). Своего рода не объявленные социальные и биологические заповедники.
Теперь – несколько слов о видах странствий и их лицейской специфике. Накануне экскурсии – поездки, скажем, в Гусь Хрустальный или Москву, каждый класс получает задания и методические разработки по их выполнению. Стекольный завод или Греческий зал в Пушкинской галерее должен стать дополнительным, а в некоторых случаях основным источником информации по определенной теме государственного или лицейского стандарта. Поиск ответов на проблемные вопросы в местах экскурсий, в книгах, учебнике, мировой сети заканчивается лаконичным «отчетом» лицеиста и оценкой. Знания, полученные таким образом, не войдут, а врежутся в память лицеиста.
С 7-11 классами будем учиться в «лесной школе». Отобираются только те предметы, для которых природный ландшафт — естественное «наглядное пособие и лаборатория» одновременно: физика, география, топография и ориентирование, история России и обществознание (раздел о происхождении и жизни архаичного человека). Вторая особенность лесной программы обучения — «уроки для всех». В аудитории из поваленных бревен, осенней травы, берез и неба одни и те же науки осваивают одновременно все лицеисты с 7 по 11 класс. Отсутствие учебников, тетрадей и домашних заданий довершает картину учебных необычностей. Жить в лесу и учиться (до обеда), исследовать территорию (поле обеда) и играть в полезные игры (после ужина). Таким образом, время образовательного процесса увеличится с 5-7 до 12-14 часов. Нервно-психическая усталость исключается благодаря лесу и смене видов деятельности. Лес — это не только природный источник релаксации, дополнительный временной ресурс для обучения, объект для исследований, но и, главное, катализатор всех мыслительных операций. Замечено, что в лесу лекции запоминаются гораздо лучше, чем в аудитории, не зря Аристотель проводил занятия в роще.
Путешествия для лицея – совсем новый вид странствий. Это «не только далеко, но и глубоко». Далеко — уезжаем, глубоко – изучаем.
Накануне путешествия организуется комплексная подготовка: часы по истории России, истории цивилизации, русской литературе, музыкальному искусству, изобразительному и классные часы, посвящаются теме грядущего путешествия (например, «Становление Православной цивилизации»). Проводятся экскурсии по Орлу, Москве, Угличу, просматриваются соответствующие фильмы, выполняются проектные исследовательские задания. В итоге – зачет или защита проектов. К разработке темы привлекаются эксперты из других учреждений и организаций: гиды, священники, специалисты по архитектуре, работники филармонии и т.п. Путешествие в Углич и Москву превращается в долговременный семинар с интересной программой.
Раздел I. Становление новой государственности (7 часов).
1. Русский Север в истории нового государства (2 часа).
2. Три центра новой государственности: Русь Литовская, Тверская и Московская (3 часа).
3. Утверждение Москвы как центра нового государства (1 час).
4. Становление религии новой цивилизации. Церковный раскол (1 час).
Раздел II. Культура и традиции Православной цивилизации (14 часов).
1. Православная церковь и архитектура в 18-19 вв. (аудиторное занятие — 1 час).
2. Православная церковь и архитектура в 18-19 вв. (экскурсия по Орлу – 2 часа).
3. Структуры повседневности 16-18 вв. (7 часов).
Крестьянский труд, быт, забавы и верования. Городской быт и верования. Судьба русской женщины. Эволюция эстетических и моральных принципов в 17-19 вв. «Бесприданница» Островского А.Н. Просмотр и обсуждение фильма «Жестокий романс»
4. Русская музыка 17-18 веков (2 часа).
Аудиторное занятие и выступление губернаторского хора «Лик».
5. Россия на перепутье: искусство современное и древнее (2 часа).
Раздел III. Визуальная и проектная работа с памятниками искусства и культуры.
Москва.
1. Посещение «Музея современного искусства» в Москве.
2. Обед в корчме «Тарас Бульба» (традиции русской и украинской кухни 17- 19 вв.).
3. Экскурсия на Соборной площади Московского кремля.
Углич.
1. Изучение старого Углича по маршруту Вознесенский монастырь – Углический кремль (Встреча с служителями мужского Вознесенского монастыря, прогулка по набережной Волги, исследование церкви «Иоанна Предтечи», посещение Палаты удельных князей и церкви «Дмитрия на крови» с гидами Углического кремля).
2. Театрализованная экскурсия в «Музее городского быта 19 века». Обед в музейном трактире (традиции русской городской кухни 19 века.)
3. Прогулка по улицам. Выполнение фото-заданий по теме «Купеческая Россия 18-19 вв».
4. Посещение музыкального военно-исторического музея «Углические звоны».
5. Поездка в живой музей «Крестьянская изба» с. Ивашково
6. Посещение «Музея мифов, суеверий и волшебства».
7. Поездка в Николо-Улейменский монастырь старообрядческой церкви. Встреча с настоятельницей женского монастыря.
Раздел IV. Итоговые занятия в Орле.
1. Обзорная лекция по теории цивилизаций (2 часа).
2. Дискуссия «Две цивилизации или одна: Древняя Русь и Московская» (2 часа).
3. Отчет по проектным заданиям третьего раздела.
4. Дифференцированный зачет и тестирование.
Рано или поздно, но путешествия выйдут за пределы России. В идеале их участниками должны стать родители. Организовать для них 7-месячные курсы не сложно. В программе – языковая подготовка, страноведение, историко-литературный и историко-культурный курс. Тогда на Авалон (Гластонбери) в гости к королю Артуру и в Стоунхендж отправятся не скучающие туристы, а люди, заинтригованные величайшей загадкой, с которой начинается история Западной цивилизации.
Походы, как и раньше, будут способом для проведения практических занятий по некоторым предметам, но, прежде всего, для «Основ безопасности» и «Биологии». Возможно 12-дневный поход станет обязательным для учеников 8-10 классов, «пригласительным» для родителей. По реке Жиздре (Калужская область) мы приплывем на байдарках в Оптину пустынь, чтобы услышать божественный голос монастырского колокола и православной литургии. Услышать колокол в том месте, в котором русские потрясли Батыя своей стойкостью («Козельск – злой город»).
Начальной школе тоже придется потрудиться для подготовки детей к странствиям. За 4 года ученик лицея должен научиться:
правильно использовать одежду, спальник и строить укрытия для выживания в экстремальных условиях;
разжигать костер под дождем (в сыром лесу) и готовить пищу;
владеть ножом, веревкой и фонарем, укладывать рюкзак и ставить палатку;
держаться на воде;
плавать на байдарке и каноэ;
оказывать первую медицинскую помощь;
работать в команде.