I. Главные правила.
1.1. Правила жизни. Главные правила отражают представления попечителей и Совета лицея о личности ученика в «Магистре» и являются для всех обучающихся ориентиром, к которому следует стремиться.
Не будь высокомерным, когда станешь сильным Не обещай ничего, когда станешь богатым Не хвастай ничем, когда станешь искусным во многом Не смейся над старым, когда молод И над темным, если учен И над глупым, если ты мудрый Не будь слишком самонадеян, но и слишком застенчив Не будь слишком разговорчив, но и слишком молчалив Не будь слишком суров, но и слишком добр. |
Если ты будешь слишком самонадеян, тебя будут избегать, но если ты будешь слишком скромен, тебя не будут уважать.
Если ты будешь слишком болтлив, на тебя не будут обращать внимания, но если ты будешь слишком молчалив, с тобой не будут считаться.
Если ты будешь слишком суров, от тебя отшатнутся, но если ты будешь слишком добр, тебя растопчут.
Будьте тверды без гнева, Настойчивы без спора, Вежливы без надменности, Мужественны с врагами И оставайтесь глухи к клевете… Слушайте лес И смотрите на звезды. |
Из наследия короля Ирландии Кормака
1.2. Правила поведения. Честность всегда и во всем — в учебе, в поведении. Не выдавай намеренно чужие идеи и слова за свои, совместную работу за собственную — это плагиат. Допустимы только честные ответы на вопросы педагогов, товарищей, Совета лицея — ложь изменяет человека. Нельзя списывать на уроках, тестировании, экзаменах.
Поведение должно быть хорошим всегда и везде. Помни о добром имени лицея «Магистр» после занятий и на каникулах. Уважение к женщине — дело чести лицеиста. Ученица лицея знает, что культуру отношений в группе, как и в обществе, определяет женщина.
Другие правила поведения определяются договором между родителями и лицеем.
1.3. Отношение к собственности. Любая собственность, в том числе ученика и преподавателя требует уважения:
а) забывая вернуть чужую книгу или вещь, ты впадаешь в порок безответственности;
б) полная компенсация имущественного ущерба — дело чести каждого человека в лицее;
в) за порчу или уничтожение собственности Совет Лицея может вводить систему коллективной ответственности.
1.4. Запреты. Распространение, хранение и употребление наркотиков, алкоголя и курение категорически запрещается. Ученикам, нарушившим запрет на курение, предлагается пройти программу освобождения от табачной зависимости. Курение в присутствии учеников лицея квалифицируется как распространение вредной привычки и является грубым нарушением Главных правил.
Брань, тем более нецензурная, не звучит в стенах лицея.
Наказание за нарушение главных правил не требует санкции каких-либо органов управления лицеем. Администрация обязана использовать все меры воздействия, предусмотренные Учебным регламентом, вплоть до исключения. Ученик (его родители) имеют право апелляции в Совете лицея только по пунктам 1.2 и 1.3
II. Статус учеников и лицеистов «Магистра».
Права, предоставленные ученикам Конституцией лицея, воплощаются в настоящих положениях Учебного кодекса. В зависимости от возраста, успехов в учении и социальной активности, обучающиеся занимают разное положение в лицее, которое определяется их статусом.
2.1. Ученики «Магистра». Обучающиеся в 1-11 классах именуются учениками лицея. Их статус предполагает свободное выражение собственных взглядов и убеждений по любому вопросу общественно-политической, лицейской жизни и обеспечивается правом:
— создавать и размещать в лицейских классах, коридорах, холлах бесцензурную самодеятельную газету, авторы которой могут выступать под псевдонимом; естественным ограничителем этого права является закон о печати РФ;
— высказывать собственное мнение, в том числе анонимно, на стендах;
— направлять апелляцию в Совет лицея о повторном рассмотрении решений любых органов управления, кроме Учредителя (Совета попечителей);
— создавать собственную систему внутриклассного самоуправления;
— участвовать в реализации внеучебных образовательных и коммерческих программ;
Любой из классов лицея, начиная с пятого, имеет право обращаться с просьбой об отводе куратора, преподавателя и тьютора; письменное заявление класса рассматривает Педагогический совет и утверждает приказа директора и Учредитель (Совет попечителей).
Интересы учеников 1 — 6 классов в Совете лицея представляют монархи лицея. Ученики 7-11 классов выдвигают своих представителей в Совет лицея только из числа лицеистов по 1 человеку от каждого класса.
2.2. Лицеисты «Магистра». Ученики, переведенные в 7 класс, могут обрести статус лицеиста. Для этого необходимо:
— выдержать экзамен по списку лицейских умений;
— набрать лицейский балл знаний, который определяется педсоветом;
— побывать в зимнем или приравненном к нему осеннем походе; совершить ночной переход;
— представить на рассмотрение комиссии преподавателей творческую работу и защитить ее.
Статус лицеиста дает право:
— участвовать в обряде посвящения;
— быть избранным в число советников и представлять интересы своего класса или другого;
— участвовать в работе Лицейского собрания с правом решающего голоса.
2.3. Советники.Лицеисты, избранные в Совет лицея, именуются советниками. Они имеют право:
— присутствовать на повторных заседаниях педсовета с правом совещательного голоса;
— корректировать годовой план учебно-воспитательной работы;
— участвовать в создании комиссий для решения вопросов, возникающих в процессе реализации образовательной программы;
— сопровождать монархов лицея во время их официальных визитов.
2.4. Монархи (королева/король) лицея. Лицеист, победивший в Королевском конкурсе, становится монархом лицея. Жюри Королевского конкурса объявляет победителя на Рождество (25 декабря). Если корона переходит к претенденту, то прежний монарх объявляется вице-королевой/королем с сохранением льгот по оплате за обучение и предоставлением прав советника. Помимо прав и обязанностей принятых для принцесс/принцев монархи обладают следующими полномочиями:
1. Право вето в Совете лицея и на Лицейском собрании.
2. Решающий (в случае равенства) голос в любых коллегиальных органах управления лицеем.
3. Право представлять интересы 1-6 классов в Совете лицея.
4. Особые полномочия при решении конфликтов, возникающих между учениками.
5. Прерогативу – право издавать указы, вопреки действующим законам (локальным актам) лицея.
6. Полное или частичное освобождение от платы за обучение.
7. Право утверждения наследника короны.
8. Право совещательного голоса на совещании учителей в лицейских походах.
9. Осуществлять контроль за сбором денежных средств для лицейских походов.
10. Право принимать участие в официальных мероприятиях лицея.
11. Право созыва лицейского собрания и наложения запретов (вето) на его решения.
12. Право представлять интересы 1-6 классов в Совете лицея и наносить официальные визиты в начальную школу.
Ответственность монархов. Любой участник образовательного процесса (ученик, родитель, преподаватель) имеет право поставить перед Советом лицея вопрос об импичменте. Основанием для этого может быть неисполнение обязанностей монарха, нарушение Главных правил лицея или законов РФ. Для отречения монарха от власти требуется 2/3 голосов (10 человек) Совета лицея. Допускается заочное голосование, но не более одного советника из каждой фракции. В голосовании об отречении правящий монарх не участвует. На период до окончания ежегодного королевского конкурса полномочия и обязанности монарха передаются регенту, избранному на заседании фракции лицеистов.
III. Участие родителей в организации образовательного процесса.
Как участники образовательного процесса, родители обладают рядом полномочий по контролю за его организацией, законодательной инициативой, правом содействовать лицею в реализации его образовательных и воспитательных программ.
3.1. Участие в управлении. Родители участвуют в управлении через Совет лицея, который осуществляет общее руководство образовательным процессом. Собрание родителей лицея избирает пятерых своих представителей в Совет лицея, наделенных правом:
— принимать и отменять локальные акты лицея;
— получать любую документацию лицея, если она не является коммерческой тайной;
— требовать созыва родительского собрания класса или всего лицея и присутствия на нем всех заинтересованных лиц, включая администрацию и работников лицея;
— участвовать в повторных заседаниях Педсовета с совещательным голосом.
3.2. Права родителей. Каждый из родителей имеет право:
— изучать ход и содержание образовательного процесса, посещая занятия с разрешения администрации лицея, получая документацию, относящуюся к его ребенку;
— один раз в четверть получать сводную ведомость оценок и учебную карту; по итогам года — развернутый анализ интеллектуальной эволюции лицеистов на основе наблюдений кураторов, преподавателей, тестов, (в 1-7 классах), психологического и предпрофессионального обследования (в 8-11 классах);
— выходить на Совет лицея с любой законодательной или организационной инициативой через своих представителей;
— участвовать в создании индивидуального графика посещения занятий и обеспечении индивидуальных программ обучения; получать дополнительные образовательные услуги.
3.3. Обязанности родителей. Заключая договор с лицеем, родители, тем самым, признают его образовательную программу и берут на себя обязательства по ее выполнению в части, имеющей к ним прямое отношение:
— обеспечивают своего ребенка учебниками, книгами и канцелярскими принадлежностями по списку, утвержденному Педсоветом; походным снаряжением, лыжами, спортивной формой;
— отвечают за необоснованные пропуски и опоздания их детей, за нарушение ими законов РФ и Главных правил Учебного кодекса лицея;
— создают нормальный психологический климат в семье и благоприятные условия для подготовки домашних заданий;
— выполняют условия договора с лицеем и его законодательство в части, касающейся отношений между родителями и лицеем;
— содействуют в организации внеклассных мероприятий;
— своевременно вносят плату за обучение.
3.4. Родительское собрание имеет право простым большинством голосов от числа присутствующих вводить временные целевые сборы, сверх платы за обучение, указанной в договоре между лицеем и родителями. Решение собрания является обязательным для всех родителей, чьи дети обучаются в лицее. Собрание имеет право поручить использование собранных денег администрации лицея или своим представителям.
IV. Учебный регламент.
Учебный регламент определяет порядок функционирования учреждения и санкции по отношению к его нарушителям.
4.1. Зачисление учеников в школу осуществляется при наличии вакантных мест. Основанием для зачисления являются:
а) положительные результаты тестирования, доказывающие знание государственного стандарта соответствующего уровня учениками 2-11 классов; психофизическая готовность ребенка к обучению в школе при поступлении в первый класс;
б) отсутствие медицинских и психологических противопоказаний для обучения в группе;
в) способность родителей (законных представителей) платить за обучение;
г) готовность родителей (законных представителей) и ученика исполнять настоящий устав и все положения договора с Учреждением;
4.2. Перевод. Ученики, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс. Основанием для перевода в 1-6 классах являются положительные оценки по всем предметам, в 7-11 классах — промежуточная и итоговая аттестации. Порядок их проведения определяется «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ» и «Положением о промежуточной аттестации».
4.3. Академическая задолженность.В следующий класс в в 1-9 классах могут быть переведены ученики, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей) и/или их наставников из числа работников лицея. За пропуск занятия учитель может назначить отработку по соответствующей теме по своему усмотрению.
Ученики, не способные ликвидировать академическую задолженность в течение следующего года, переводятся на режим индивидуального обучения или в государственную школу.
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в класс компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.
Перевод учеников производится решением педсовета лицея. Ученики, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени обучения.
4.4. Дисциплина, отчисление, исключение из лицея. Дисциплина поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учеников и работников лицея. Применение методов физического и психического воздействия не допускается. Решением Педсовета за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава лицея и его Учебного кодекса ученик может быть отчислен для перехода в государственную школу, а после достижения 15 лет – исключен.
Основанием для отчисления из лицея так же может быть:
— поведение, создающее угрозу для здоровья окружающих;
— неоднократные нарушения образовательного процесса;
— необоснованные пропуски занятий числом 9 дней за полугодие, включая пропуски отдельных уроков из расчета: 6 уроков — один день;
— полугодовая оценка «два» по одному предмету в 10-11 классах;
— отчисление и исключение учеников из лицея находится в исключительной компетенции Педсовета.
4.5. Ответственность учеников и родителей. Родители учеников несут материальную ответственность в размерах и форме, определяемых Советом лицея и договором между родителями ученика и лицеем за:
— пропуски занятий их детьми без уважительной причины;
— отказ от участия в лесной практике или походе;
— отказ от приобретения учебников, спортивного и туристского снаряжения, по списку, утвержденному Советом лицея;
— испорченное имущество арендодателя или лицея.
Ученики и лицеисты несут ответственность в следующем порядке:
— за пропуск занятия — отработка по соответствующей теме;
— за 4 не отработанных занятия не допускается к сессии или отчисляется, или временно переводится на экстернат; экзамены, сданные по итогам экстерната, являются основанием для возобновления учебы в обычном режиме;
— за порчу имущества — привлекается к восстановительным работам;
— за пропуск лесной практики или похода — отработка по формированию соответствующих навыков и умений.
4.6. Внеклассные занятия. Обязательной частью образовательной программы являются
— походы (в любое время года);
— благотворительные акции лицея;
— проектная работа во внеурочное время;
— внеклассные мероприятия, предусмотренные годовым календарным графиком и утвержденные Советом лицея.
Отказ от участия в них приравнивается к пропускам уроков.
4.7. Учебный год и каникулы. Продолжительность учебного года в 1 классе — 33 недели, во 2-11 — не менее 34 недель без учета промежуточной и итоговой аттестации. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 дней, летом не менее 8 недель. Конкретные сроки их введения определяются педсоветом. Режим дня лимитируется 6 часами уроков и консультаций в день для первой, 7 часами — для второй и 8 часами для третей ступени обучения.