1 3 4 5 7 8 9

Лесная школа

Сентябрь 2012 г.
Лесная школа.

Можно ли учиться в лесу? Ещё как! Именно здесь, как нигде, ложатся и усваиваются знания, неразделимые с природой, рождённые самой атмосферой, ландшафтом, и историей.

ЦВЕТ осеннего леса, теней в густой листве, скользящего по тетради солнечного луча, и бездонного звёздного неба. ЗВУК журчащей реки, поющих птиц, шороха листвы, треска согревающего пламени. ЗАПАХ свежести, утреннего тумана, уходящей осени. ОЩУЩЕНИЕ утренней прохлады, пробегающей по руке божьей коровки, изматывающей усталости и расслабления. ВКУС самой «изысканной» пищи – приготовленной на костре. Всё вместе открывается с новой остротой как неведомое до того, соединяет ощущения со знаниями и закрепляет их на долгое время!

Под руководством Натальи Ивановны ребята практиковались в оказании первой медицинской помощи при ушибах и ссадинах. Уютно разместившись под большим развесистым кустом калины, они прослушали лекцию о транспортировке пострадавших, а потом опробовали разные виды переноски ранее ими же забинтованного одноклассника.
А вечером началась подготовка к летней экспедиции. Разделившись на команды, ребята собирали байдарки. Команды работали слаженно и быстро, помогая друг другу советами и силой.

Проведя итоговое тестирование, мы точно знаем, что наши лицеисты надёжно усвоили уроки истории Натальи Викторовны:

«Немного неожиданно, что мы взялись изучать такую сложную тему как история Гражданской войны в Лесной школе, но всё станет на свои места, когда мы вспомним, что итог войны был предопределен именно в боях под Орлом.
На мой взгляд, в изучении истории России есть две самых сложных темы: Смута и Гражданская война в начале XX века, кстати, первое событие так же очень часто трактуется как гражданская война. Вы спросите, в чем же сложность? Во-первых, огромный фактографический материал: множество участников со своими целями и программами и как следствие огромное количество событий, происходящих параллельно в разных частях огромной страны. Вторая сложность заключается в желании постоянно давать оценку тем или иным действиям политиков, военных, пытаясь выяснить, кто прав, кто виноват.

Именно подобные оценки и приводят порой к «обелению» одних и «очернению» других. Делать этого категорически нельзя: в Гражданской войне любого народа нет правых и виноватых, а есть просто живые люди со своими достоинствами, амбициями и верой в правоту своих действий. В этом вопросе мне близка позиция поэта-философа М. Волошина:

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

 

В-третьих, сложно разобраться не только в причинах, хронологии, но и последствиях Гражданской войны, определить ее роль в истории Отечества. Ответить на все эти вопросы однозначно не могут и современные ученые. Вот какие сложные проблемы пришлось нам поднять на уроках истории в лесной школе в 2012 году. И все же основной акцент был сделан на событиях 1919 года. Именно на нашей земле в ходе Орловско-Кромской операции (11 октября-18 ноября 1919г) произошел перелом в Гражданской войне, здесь было остановлено продвижение А.И. Деникина на Москву и стратегическая инициатива окончательно перешла в руки «красных». С помощью карт, исторических документов, фотографий, рассказа учителя, ребята узнали об основных событиях войны на Орловской земле, самостоятельно попытались определить причины неудач наступления Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР), выяснить роль национальных вооруженных формирований».

И это далеко не всё! Ребята получили ещё много новых знаний, опробовали их на практике и даже совершили открытие!

Так, можно ли учиться в лесу?

Автор статьи Мельникова Е.И.

Вернуться назад