1 3 4 5 7 8 9

Поездка в Москву.

17-19 ноября 2016г.
Поездка в Москву. Четвёртый год странствий — «Советская Россия — отторжение свободы»

Программа странствий вновь привела нас в Москву, но в этот раз совсем не парадную, а сталинскую,
хранящую свидетельства периода массовых репрессий. Тема поездки довольно сложная, эмоционально тяжелая.Участникам путешествия предстояло знакомство с тоталитарным прошлым нашего государства.
Эта страница отечественной истории началась для нас с посещения совсем молодого музея, открывшего свои двери в парке Сокольники. Мы купили «Билеты в СССР» (так называется этот музей) и с порога окунулись в повседневную жизнь советских граждан, о которой часто вспоминают наши бабушки и дедушки. Привлекла внимание уникальная коллекция посуды 30-х годов. Это тарелки, выпущенные фабрикой «Коминтерн» для общественного питания. Их края «украшены» советскими лозунгами «Общественное питание под огонь рабочей самокритики».
Ученики XXI века внимательно рассматривали школьную форму советского времени. Экскурсовод предложила ребятам попробовать себя в роли советских учеников на уроке чистописания. Парты с откидной крышкой, перьевые ручки и чернила – урок начался. Лицеисты стали аккуратно выводить буквы. Вначале не очень получалось, но постепенно они вошли во вкус, на листах появились математические символы, даты исторических событий, формулы химических реакций. Все остались довольны собой. Правда, без клякс тоже не обошлось. Только теперь ребята поняли, для чего нужна была промокашка в тетради.
Первое приближение к советской эпохе оказалось весьма приятным. Но это была лишь внешняя сторона медали.
Нас ждал Музей истории ГУЛАГа, который показал другой, лагерный быт той эпохи. В первом зале бросились в глаза тюремные двери, привезённые из лагерей со всех концов бывшего СССР. Нам предложили войти в импровизированную камеру площадью 7 м2, составленную из этих дверей. В такие камеры, рассчитанные на 4 узников, могли помещать до 20 человек.
В следующем зале на трех экранах мы увидели фотографии и фамилии около 40 000 расстрелянных в годы Большого террора, а также страницы «расстрельных списков» с подписями первых лиц государства. В центральной части экспозиции собраны личные вещи, фотографии, документы, предметы быта, объединённые темой ГУЛАГа. Среди них особенно запомнилось письмо матери своим детям, которое она написала на куске простыни в поезде, когда её везли в один из лагерей. Совершенно случайно этот кусок ткани, выброшенный в окно, подняла проходившая мимо женщина. На свой страх и риск она решила доставить письмо адресату. Постучавшись в дверь, она бросила его и убежала. Нам показали запись интервью с одной из дочерей этой женщины. Теперь уже бабушка вспоминает, как они добрались до указанного в письме места, как бежали вдоль вагонов, кричали и искали маму. Только когда поезд тронулся, женщина увидела своих девочек и окликнула их. Это была последняя минутная встреча с мамой.
Подобных видеоматериалов в музее огромное количество. А на большом экране в центре зала демонстрировались кадры, снятые в местах расположения бывших лагерей: на Чукотке и в Магаданской области. Масштаб репрессий позволила оценить карта СССР, на которую нанесены только крупные подразделения ГУЛАГа численностью 3-5 тыс. человек, находившиеся в каждой области РСФСР и во всех союзных республиках.
Утром следующего дня мы посетили Бутовский полигон – место массовых расстрелов 1937-1938 годов. Хотя территорию полигона занесло снегом, холмы надо рвами с захоронениями были отчётливо видны. Поражает, как хладнокровно и планомерно каждый день здесь проводились убийства. На одном из стендов мы увидели ежедневный отчёт по количеству расстрелянных человек. Так, 19 ноября (в день нашего посещения полигона) в 1937 году были убиты 190 человек. Среди расстрелянных в Бутово более 200 жителей Орла и Орловской области.
Рядом с полигоном находятся два храма, построенные один над другим. Нижний храм опущен под землю на 2 метра. Именно такую глубину имели рвы, на краю которых расстреливали людей. Войдя в церковь, мы увидели фотографии убитых людей, так называемые «портреты палачей».
Согласно правилам перед расстрелом сотрудники НКВД должны были идентифицировать приговорённого к высшей мере наказания по фотографии. Самому старшему из убитых было 82 года, а самому младшему – всего 13 лет. Фотография этого мальчика, смирившегося со своей судьбой, уже не боявшегося и не просившего о помощи, не выходит из головы.
Территория полигона является свободной для посещения. Нам встретился мужчина с цветами, который приехал почтить память своего деда,  расстрелянного здесь в период Большого террора. Полигон огорожен забором с колючей проволокой и нащельниками, чтобы никто в те страшные годы не мог посмотреть, что происходило внутри. Местному населению было сказано, что здесь расположился учебно-стрелковый центр НКВД. Страшная страница тоталитарного прошлого была лишь чуть-чуть приоткрыта.

Тяжёлые эмоциональные впечатления снимали посещением делового комплекса Москва-Сити или «Московского Манхеттена», как его прозвали в народе. Поднявшись на смотровую площадку 60-этажной «Империи», мы увидели город с высоты птичьего полёта. После чего отправились в домой в ожидании новых поездок и впечатлений.

  Автор – Матушкина Е.В. (учитель истории и обществознания)

Вернуться назад