1 3 4 5 7 8 9

День Умений и Знаний

2 сентября 2013 года.
День Умений и Знаний.

Как будто специально, сквозь череду пасмурных дней яркое солнечное утро порадовало всех начинающих новый учебный год. А начался он словами Андрея Васильевича о приоритете умений над знаниями и главном из этих умений:

«Господа первоклассники, уважаемые родители, учителя и лицеисты.

Я рад поздравить вас с началом 21 учебного года в лицее «Магистр». Так уж повелось, что в первый день учебного года мы не отмечаем День Знаний, но мы отмечаем День Умений. Можно было бы вспомнить о том, как быстро знания стареют, даже быстрее, чем люди, а без умения употребить их в дело они и вовсе мертвы.

Чем же умения лучше и что надо уметь? Я попытаюсь ответить на эти вопросы, призвав на помощь более или менее известных мудрецов.

Первым будет писатель и драматург из Франции – Эрик Эмманюэль Шмитт. Он сказал:
«Человек проводит свою жизнь только в двух местах: либо в кровати, либо в ботинках».

Этой шутливой фразе легко придать нешуточный, глубокий смысл. Куда бы ни шел человек, где бы ни приклонил голову, он не уйдет от себя – мы сами источник наших горестей и радостей, заблуждений и достижений. Их не приносят нам плохие друзья, скверные соседи или недобросовестные конкуренты. Причина в другом: в нашей неспособности, или наоборот умении прислушаться к себе, заметить неявные движения собственной души и понять их. Я бы очень хотел развить у лицеистов этот «внутренний слух», который позволяет отличить спонтанные позывы и желания от тех, что влекут нас к нашему предназначению.

Вторым мудрецом будет Стив Пол Джобс – американский предприниматель, пионер компьютерной эры, автор первых смартфонов, планшетных компьютеров и фирмы «Эппл». Выступая перед студентами Стэндфордского университета, он сказал:
«Не тратте время вашей жизни на воплощение чужих мыслей. Не позволяйте, чтобы чужие мнения, какими бы громкими они ни были, заглушали ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать вашему сердцу и интуиции. Они уже знают, кем вы хотите стать. Все остальное второстепенно».

Чтобы первоклассники остались моими слушателями давайте убедимся в том, что они все поняли. Что значит «следовать своему сердцу» и что это за слово «интуиция»? Обретение знания без раздумий, раньше говорили «чутье», «откровение», «проницательность». Итак, «имейте храбрость следовать вашему сердцу и интуиции». Но откуда берется это умение различать в себе неявные движения души, можно ли развить в себе интуицию, чутье? Можно, если научитесь делать две вещи, господа лицеисты.

Первое: научитесь задавать правильные вопросы. После того, как вы послушали двух мудрецов скажите: какой вопрос важнее, правильнее «почему» или «зачем»?

Из почемучек, которыми бывает большинство людей в возрасте от 2 до 5 лет, надо стать «зачемучками». И спросить, например себя: зачем надо зубрить таблицу умножения, если есть калькулятор? Найдите ответ на этот вопрос, и дело пойдет быстрее. Или: зачем уступать место женщине (маме), когда так хочется посидеть самому, когда так сильно устал? Найдите ответ на этот вопрос, и вы встанете легко, даже если сильно устали. Если вопрос «зачем?» станет неразлучным спутником в вашей жизни, то со временем вы сможете ясно видеть и чувствовать все, а, следовательно, чувствовать и понимать себя. Так вы научитесь слышать свой внутренний голос.
Второй исток этого удивительного умения – вера. Вера в себя и в то, что даже никчемные и неприятные события наполнены смыслом. Поместите случайность в длинную цепочку соседних фактов, и вы увидите в ней и смысл, и пользу. А главное, ваш взгляд на мир станет целостным. Вы перестанете выхватывать из реки времени отдельные моменты вашей жизни и ясно увидите себя целиком. Но для этого нужна вера. Вера в то, что в случайном, казалось бы, нагромождении событий есть путь, который прокладывает ваша судьба. «Надо во что-то верить, сказал Стив Джобс, –предназначение, карму, в свой кураж, во что угодно. Этот принцип никогда меня не подводил и изменил всю мою жизнь».

Я надеюсь, что и вы научитесь изменять свою жизнь к лучшему, особенно если не устанете спрашивать себя «зачем?» И будете верить: в Бога, в свое предназначение, в себя и в свой кураж. С днем умений».

Ежегодно 1 сентября мы вручаем грамоты отличникам и знакомимся с первоклассниками. И каждый раз радуемся тому, что число ребят, стремящихся к знаниям, не уменьшается, а первый класс вызывает улыбку своей непосредственностью и уверенностью поведения в новой для них ситуации.

А дальше… с головой в учебный процесс! День знаний кроме торжественного начала запоминается нашим ученикам ещё и двумя не совсем обычными уроками. На одном из них ребята узнают о происхождении названия нашей школы. Так, слово «лицей» произошло от древнегреческого «лукейон», что означает «зал Светоносного» или «зал Аполлона». Изначально лицей – это название рощи при храме бога искусства близ Афин, где преподавал Аристотель. В Россию же слово пришло в 1811 году, и связано это с открытием Царскосельского лицея. Слово «магистр» также имеет глубокие корни, но уже латинское происхождение, означая «учитель, наставник». Кроме того, ребята знакомятся с символикой нашей школы, пытаясь разобраться в значении герба и флага. Зачем изображать сову? Почему на фоне сердца? Для чего их объединять? Что означает всадник, оседлавший Пегаса? Находя ответы на эти и многие другие вопросы, ученики ещё более проникаются «духом лицея», приобщаются к его ценностям.


Второй урок ежегодно носит разную направленность — от физики до музыкального искусства, но неизменно заинтересовывает и вдохновляет. В этом году Грядунова Ксения Андреевна (учитель русского языка и литературы), пройдя обучение во Франции, погрузила учеников в атмосферу этой страны. В игровой форме ребята узнали, что истинный француз никогда не пропустит свой обед, ценя своё личное время; что больше всего они любят говорить и развитую речевую культуру можно назвать национальной чертой; что французские школьники читают преимущественно комиксы и на второй год там остаётся около 50 процентов учеников. Последний факт не мог не вызвать оживления у наших лицеистов. Отрывок выступления французского комика убедил ребят в том, что в любой стране дети одинаковы: непоседливые и шумные. А поведение родителей, как бы ни поражало детей своей «странностью» на самом деле не что иное, как забота, проявление любви и желания общаться со своим ребёнком «на одном языке».


Автор статьи — Мельникова Е.И.

Вернуться назад