1 3 4 5 7 8 9

День победы.

День Победы
9 мая 2015 г.

Мероприятия, посвящённые празднованию 70-летия Дня Победы, в этом году были очень насыщены и разнообразны.Задолго до 9 мая, как только позволили погодные условия, группа лицеистов отправилась к памятнику бойцам,  форсировавшим Зушу в период наступления в Орловско-Курской битве в районе села Бетьково Мценского района. Неухоженный памятник ребята нашли в 2007 году на заросшей подлеском прибрежной территории, сплавляясь по Зуше. С той поры стараются ухаживать за ним. В этом году покрасили, отремонтировали ступеньки, привели в порядок окружающую территорию, возложили цветы. В этом году даже весенний поход стал частью мероприятий, посвящённых празднованию Дня Победы.
В тоже время в лицее, соблюдая традицию, младшие школьники совершили познавательную экскурсию по местам боевой славы Орла. Увидели военно-санитарный поезд, установленный у здания железнодорожного депо рядом с братской могилой погибших на фронтах Отечественной войны рабочих – железнодорожников. Возложили цветы у сквера Танкистов. Посетили памятник Н.Н. Поликарпову, еще не зная, что он сконструировал знаменитый самолёт У-2, в последствии названный по первым буквам фамилии своего создателя: «ПО-2″. Этот самолет стал героем Великой Отечественной войны. А за создание скоростного истребителя И-185 Н.Н. Поликарпов один из первых был удостоен звания лауреата Государственной премии.
В годы Великой Отечественной войны советские У-2 стали настоящей головной болью для немцев, которые называли эти советские самолёты «кофемолка» и «швейная машина». Бипланы широко применялись для ночных «беспокоящих налётов» на прифронтовые расположения фашистских войск. У-2 использовались как бомбардировщики, выполняли функции самолёта связи и разведчика. Был и санитарный вариант самолёта. Благодаря тому, что самолёт мог взлетать практически с любой площадки, его широко использовали для работы с партизанами. Использовали У-2 и для сброса разведывательных и диверсионных групп, а также разведчиков-одиночек.
Ежегодно мы пополняем «ленту памяти»: ребята приносят фотографии, истории своей семьи и сохранившиеся с времён войны документы (наградные листы, служебные записки, письма с фронта). В исполнении лицеистов прозвучали стихотворения, посвящённые героям войны, и удивительно, насколько точно, владея интонацией, паузами, ребята смогли передать эмоции. Так, Болгова Юля (10 класс) продекламировала стихотворение М. Дудина «Соловьи»:

О мертвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и сурова.
И все-таки мы воздух ловим ртом
При гибели товарищей. Ни словаНе говорим. Не поднимая глаз,
В сырой земле выкапываем яму.
Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас
Остался только пепел, да упрямоОбветренные скулы сведены.
Тристапятидесятый день войны.

Еще рассвет по листьям не дрожал,
И для острастки били пулеметы…
Вот это место. Здесь он умирал —
Товарищ мой из пулеметной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,
Не дотянул бы он и до рассвета.
Он не нуждался в помощи ничьей.
Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца,
И как-то улыбался неумело.
Загар сначала отошел с лица,
Потом оно, темнея, каменело.

Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней
Запри все чувства сразу на защелку.
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защелкал.

Потом сильней, входя в горячий пыл,
Как будто сразу вырвавшись из плена,
Как будто сразу обо всем забыл,
Высвистывая тонкие колена.

Мир раскрывался. Набухал росой.
Как будто бы еще едва означась,
Здесь рядом с нами возникал другой
В каком-то новом сочетанье качеств.

Как время, по траншеям тек песок.
К воде тянулись корни у обрыва,
И ландыш, приподнявшись на носок,
Заглядывал в воронку от разрыва.

Еще минута — задымит сирень
Клубами фиолетового дыма.
Она пришла обескуражить день.
Она везде. Она непроходима.

Еще мгновенье — перекосит рот
От сердце раздирающего крика.
Но успокойся, посмотри: цветет,
Цветет на минном поле земляника!

Лесная яблонь осыпает цвет,
Пропитан воздух ландышем и мятой…
А соловей свистит. Ему в ответ
Еще — второй, еще — четвертый, пятый.

Звенят стрижи. Малиновки поют.
И где-то возле, где-то рядом, рядом
Раскидан настороженный уют
Тяжелым громыхающим снарядом.А мир гремит на сотни верст окрест,
Как будто смерти не бывало места,
Шумит неумолкающий оркестр,
И нет преград для этого оркестра.Весь этот лес листом и корнем каждым,
Ни капли не сочувствуя беде,
С невероятной, яростною жаждой
Тянулся к солнцу, к жизни и к воде.

Да, это жизнь. Ее живые звенья,
Ее крутой, бурлящий водоем.
Мы, кажется, забыли на мгновенье
О друге умирающем своем.

Горячий луч последнего рассвета
Едва коснулся острого лица.
Он умирал. И, понимая это,
Смотрел на нас и молча ждал конца.

Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле
Когда он, руки разбросав свои,
Сказал: «Ребята, напишите Поле —
У нас сегодня пели соловьи».

И сразу канул в омут тишины
Тристяпятидесятый день войны.

Он не дожил, не долюбил, не допил,
Не доучился, книг не дочитал.
Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал.

И, может быть, в песке, в размытой глине,
Захлебываясь в собственной крови,
Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине —
У нас сегодня пели соловьи».

И полетит письмо из этих мест
Туда, в Москву, на Зубовский проезд.

Пусть даже так. Потом просохнут слезы,
И не со мной, так с кем-нибудь вдвоем
У той поджигородовской березы
Ты всмотришься в зеленый водоем.

Пусть даже так. Потом родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви.
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи.

Пусть им навстречу солнце зноем брызнет
И облака потянутся гуртом.
Я славлю смерть во имя нашей жизни.
О мертвых мы поговорим потом.

 

 

Этот день в лицее завершился просмотром документального фильма «Великая война», а точнее, одной из его серий — «Курская дуга». Битва на Курской дуге — одно из самых масштабных и значимых сражений Второй мировой войны, которое длилось 49 дней. С завершением этого сражения стратегическая инициатива в войне окончательно перешла на сторону Советского Союза, который до окончания войны вел в основном наступательные операции, тогда как немецкие войска оборонялись.

Почему мы выбрали этот фильм? Потому что впереди нам предстояла интереснейшая поездка в Белгородскую область.

Завершить мероприятия, посвящённые 70-летию победы в Великой Отечественной войне, наш лицей решил поездкой учащихся 5-11 классов на Прохоровское поле. Здесь произошло самое крупное танковое сражение в ходе битвы на Орловско-Курской дуге. В музее Третьего ратного поля России ребята увидели немецкую видеохронику первых дней войны, окунулись в предвоенный советский быт, услышали запись исторического выступления В.М. Молотова о начале войны. Мальчишек заинтересовало боевое оружие, образцы которого можно было подержать в руках. Всех поразил подвиг танкиста Д. Комарова, совершившего танковый таран для уничтожения фашистского бронепоезда. Ребята смогли спуститься в настоящий окоп, попробовали себя в роли зенитчиков. Самое яркое и запоминающееся зрелище было впереди. Это поле с боевой техникой самых разных моделей, которая принимала участие в боях Великой Отечественной войны. Всех нас ожидал приятный сюрприз – экскурсия по выставленной технике, которую провёл ученик 10 класса Шилов Максим. Прекрасно ориентируясь в калибре орудий, дальности стрельбы, толщине брони, Максим всех увлёк своим рассказом, сообщив о моделях танков, годах их выпуска и местах сражений с их участием.


Автор – Мельникова Е.И.

Вернуться назад